Работа с актерами

Работа с актёрами

 

В первый раз режиссеры удивляются, что когда они говорят актеру "Сыграно плохо!", и тот вдруг смотрит на режиссера как на идиота. Чтобы быть независимым кинорежиссером и научиться работать с актерами, вы должны понять, как работает сам актер, и какую терминологию он использует.

Об актерской игре

Есть разные школы актерского мастерства, представляющие разную эпоху, западные, восточные и советские, но преимущественно все придерживаются основного Метода актерской игры - американская школа. Этим Методом владеют большинство западных актеров.

В этом Методе игры актеры пытаются воссоздать эмоциональные условия для переживаний, чтобы прочувствовать то, как бы персонаж, которого они играют, действовал бы в реальной жизни. Метод требует от актера опираться на свои воспоминания эмоций и опыта, чтобы наиболее точно и глубоко воспроизвести тот самый образ и добиться реальности.

В этом Методе актер старается Быть персонажем, а не Сыграть персонажа. Этот процесс трудно описать, и тем более трудно осуществить это.

Немного истории

Русский актер и режиссер Станиславский (1863-1938) первым высказал принципы, которые легли в основу понятия Метода.

Его последователи передали принципы идеи в Европу и Америку. Наиболее увлеченные практики и учителя - последователи Метода - проживали в Нью-Йорке. Это были Ли Страсберг, Санфорд Мейснер, Стелла Адлер и Ута Хаген. Каждый из них добавлял или изменял базовый принцип в соответствии со своим стилем.

Довольно популярный учитель актерского мастерства Лос-Анжелеса, Ивана Чуббук, проповедовала вариацию Метода, так называемую технику Чуббук. Хелли Бэрри в своей инаугурационной речи, получив Оскар, выражала благодарность Чуббук за победу в номинации "Лучшая актрисса" в фильме "Бал монстров".

Метод

Чтобы сыграть роль, актеру необходимо понять, в чем Основная Цель персонажа. То, что его интересует больше всего. Также актеру нужно понимать Предпосылки, предшествующие обстоятельства, личную историю персонажа, которые побуждают его вести себя соответствующим образом и быть именно таким.
У актера должно быть понимание Цели Сцены для каждого эпизода, в котором они играют, что зависит или не зависит от сути Основной Цели. То, как будет сыгран эпизод, будет зависеть от Предыдущего Момента - предшествующего эпизода.

Когда они играют, они увлечены Действиями, т.к. люди всегда занимаются неким видом деятельности.

Их персонаж столкнется с Припятствиями, которые будут мешать достижению целей. Чем сильнее Препятствие, тем напряженнее сцена.

Чтобы полностью влиться в роль, актеру понадобится Представление, примеры других актеров и другая информация - воспоминания, полученные от реальных людей с реальным опытом. Это помогает актеру осознать реальные эмоции, необходимые для перевопложения в образ героя.

Актер должен поддерживать Внутренний Монолог и думать о Внутренней Цели, чтобы они сохранялись на сцене. Ему ниобходимо представлять Место действия, сопоставить с тем, что, по его мнению, будет схожим с реальным местом действия. Ему также нужно построить воображаемую Четвертую Стену, которая ограждает его от наблюдателей, тем самым почувствовать уединенность.

Каждая смена мыслей в сцене - это Такт, часто ассоциируемый с Действиями.

Все это звучит довольно сложно, это так. Для большинства актеров уходят годы на обучение и практически постоянная практика, прежде чем эта техника станет их второй натурой.

Когда вы, как начинающий режиссер, говорите актеру "Сыграно плохо!", ему нужно перевести этот простой месседж в Цель Сцены с Препятствиями, используя Представление, понимание места, и выстроить Четвертую Стену, построить ход Действий и Внутренний Монолог, и так далее, и так далее. Если вы сможете изучить, как мыслят ваши актеры, а затем разговаривать на их языке, то вы станете хорошим режиссером, а они станут хорошими и довольными актерами.

Двигайте камеру, а не актера

 

В большинстве случаев во время съемок не стоит напоминать актеру о том, где он должен останавливаться. Куда проще переместить саму камеру, чтобы добиться вашей цели. Почему это так, рассказывает оператор Art Adams.

На последних съемках возник спор, что лучше для соблюдения композиции: переместить актера или камеру? Актер все время останавливался в месте, где кадр через плечо закрывал собеседника. И некоторые из вас просто попросили бы актера не делать этого.

Это никогда не работает.

Каждый раз, когда я просил актера немного поменять какую-то деталь - например, держать бокал чуть ниже, чтобы не закрывать лицо в сцене за ужином, либо во время битвы на мечах - бить мечом немного правее, - это никогда, никогда не срабатывало. Суть в том, что актеры уже вливаются в роль и почти не думают о ваших метках.

Я замечал другое: большинство актеров, не попадавших точно на метку, не попадали на нее последовательно, каждый раз в том же направлении и на том же расстоянии. Как будто в их голове заложен «коэффициент смещения».

Когда вы будете их спрашивать об этом, они всегда будут отвечать, что будут предпринимать все усилия, чтобы попасть на метку. Но во время игры они «в данную секунду» настолько увлечены, что просто промахиваются. Если вы будете напоминать им об этом, то эффективность их работы будет падать, т.к. актеру помимо своей игры придется беспокоиться еще и об этой задаче.

Есть два решения: двигайте метку и/или саму камеру.

Переместив метку, вы вряд ли добьетесь существенного улучшения, т.к. актеры все равно на нее не смотрят. Метка нужна для вашего помощника, чтобы выставить правильный фокус. И даже тогда будет несовпадение в движении актера, и будет все то же смещение. Поэтому наиболее целесообразным и надежным решением является движение камеры. Актеры занимаются тем, что у них получается лучше всего - актерской игрой, - а вы добиваетесь нужного ракурса.

Изредка возникают случаи, когда вам нужно физически переместить актера, чтобы получить важный кадр (например, через плечо). Обычно это происходит после «блокировки», во время репетиций. В этом случае старайтесь по минимуму двигать актера. И никогда не двигать звездного актера.

Однажды на телесериале я допустил эту ошибку. Я снимал кадр со второстепенным персонажем через плечо звезды. И чтобы добиться лучшего ракурса, я попросил звезду, если он не возражает, сместить метку на пару сантиметров влево.

«Ты можешь вот это подвинуть!» - крикнул он мне, схватив себя за промежность. «Не меня двигай, а его!»

Урок усвоен. Я в конце концов переместил второго актера и камеру, оставив звездного актера на месте. Я получил нужный кадр, а актер получил выброс тестостерона, что помогло ему сыграть хорошую роль.

Иногда актеры на репетициях и во время съемок действуют по-разному, видимо, экономя свои силы. На репетициях вы можете им указывать, как и где нужно остановиться, и они выполнят ваши указания, но на сцене они могут повести себя совсем иначе, чем вы ожидали. Для этих случаев я у себя в голове отмечаю, на сколько может потребоваться переместить камеру и между дублями я корректирую это. Если съемка идет на несколько камер, вы можете быстро изменить положение камеры в тот момент, когда говорит другой актер и работает вторая камера, а ваш объект съемки просто ожидает своей реплики. Вполне вероятно, что монтажер воспользуется именно кадрами второй камеры, когда ваш актер слушает, поэтому это подходящий момент для данных фокусов.

Слайдеры для камеры изначально предназначались для таких вещей, как корректировка кадров через плечо «налету», поэтому в данной ситуации они могут пригодиться: если актер останавливается не в том месте, оператор просто на несколько сантиметров двигает камеру. Еще один трюк - если камера расположена на тележке, то разблокируйте тележку, передвиньте камеру, сохранив нужный ракурс. Когда будет говорить другой актер, оператор снова может перемещать тележку влево-вправо.

Если это вообще возможно, дайте актерам играть и исправляйте технические моменты тем, что имеете под контролем:

  • если актер не попадает на метку и строит ваш кадр неверно, переместите метку или камеру;

  • если актер не может попасть на метку, но пытался, меняйте положение камеры и оставьте метку в покое. Они почти всегда будут промахиваться на то же расстояние;

  • если актер не попадает на метку и не пытается сделать этого, но при этом смещается на одно и то же расстояние в каждом дубле, переместите метку и меняйте положение камеры. По крайней мере так у вас будет какой-то референс.

Прежде всего, не начинайте прения с актером, который не может попасть на метку. Их взяли, потому что они те кто они есть, а ваша работа как оператора - запечатлеть их актерское исполнение. В конечном счете, актер окажется прав, т.к. заменить съемочную группу намного легче, чем актера.

Игра актера: создаем персонаж

 

Наиболее важная задача, с которой сталкивается каждый актер - создание правдоподобного персонажа.

Кто-то запоминает свои реплики, кто-то для создания живого персонажа использует творческие костюмы, реквизиты и спецэффекты. Но великие актеры дистанцируются от остальных и досконально изучают своего персонажа.

Актерское мастерство - это способность стать «кем-то другим». Если все актеры технически в состоянии добиться перевоплощения с любой ролью, тогда в чем отличие просто хороших актеров от великих?

Если говорить простыми словами, то создание персонажа базируется на трех пунктах:

1. Приверженность: это значит не только заинтересованность фильмом, по которому у вас подписан контракт, но также истинную заинтересованность в вашей работе с коллегами-актерами и в тематике фильма.

«Большинство актеров, в отличие от культовых талантов, не задумываются о том, чтобы в каждой роли, которую они играют, предстать уникальным и особенным персонажем», - Лоуренс Оливье.

2. Основывайтесь на реальных людях: Многие актеры рассказывают о том, как тратят много времени на изучение повадков других людей. И затем либо берут за основу характер одного конкретного человека, либо собирают по крупицам особенности нескольких людей, создавая собирательный образ.

В качестве примера можно взять оскароносного Дэниела Дэй-Льюиса из фильма «Нефть». Персонаж был изначально придуман Аптоном Синклером в повести, по которой писался сценарий. Чтобы создать свой собственный образ, Дэй-Льюис решил создать особенную манеру речи. Для этого он решил подражать манере говорить у пожилого Джона Хастона, которого он даже никогда не видел вживую, но видел видео с его интервью. Тем самым он внес дополнительные особенности в личность персонажа, описанного в сценарии.

3. Найдите стороны вашего характера, схожие с персонажем: создавайте убедительных героев, объединяя образец персонажа и ваши собственные особенности. У всех это будет по-разному - каждый актер привнесет свою часть жизненного опыта и будет по-своему играть роль, находя баланс между самим собой и шаблонным персонажем.

Обратите внимание на позднего Марлона Брандо, который уже пережил успешную карьеру на сцене и все же раз за разом старался создать свежий и особенный образ персонажа. В поздние годы Марлон отказывался заучивать свои реплики и просил членов съемочной группы размещать эти тексты за камерами так, чтобы он мог их прочесть в нужный момент в нужной манере, добавляя собственную реакцию на сценарные реплики персонажа.

Не всем актерам предоставляется такая роскошь - посещать уроки драмы либо стать живым свидетелем перевоплощения великих актеров. Когда вы в следующие разы будете ходить в кино, перед вами предстанет задача - быть более сконцентрированным и более внимательно следить за теми актерами, которые демонстрируют вам свой «реальный» жизенный опыт, в отличие от тех актеров, которые просто «передвигаются» по указке режиссера.

В данной статье рассматриваются особенности актерской профессии. Я сужу исключительно со стороны, наблюдая за своими знакомыми и за всей отраслью в целом. Сам я не имею актерского образования, поэтому к написанному ниже вы вполне можете относиться скептически.

Цена вопроса
Если идете в актерскую профессию, то стоит осознавать что шансы стать звездой примерно такие же, как шансы выиграть в лотерею. Но только в отличие от лотереи, в случае проигрыша вы рискуете потерянными годами, разочарованием. Среди неудавшихся актеров на почве невостребованности не редкость хроническая депрессия и алкоголизм.
Поэтому нельзя питать иллюзий по поводу специальности. Стоит сразу осознавать все риски.

Привлекательность профессии
Актерская профессия во все времена привлекала людей. Светские вечеринки, фестивали, презентации, поклонники, астрономические зарплаты.
Часто по той же причине родители отдают детей в спортивные школы, в надежде сделать их спортивными звездами.
Но есть и обратная сторона. На несколько десятков успешных актеров приходится много тысяч невостребованных.

Американские исследователи уже давно заметили что повальная мода среди молодежи на такие профессии как актер и спортсмен наносит прямой ущерб экономике. Из-за этой моды плодится огромная армия нереализованных молодых людей, с завышенными ожиданиями. Есть повод задуматься.

Самокритичность
Главное понять причины почему вы выбрали эту специальность. Нереализованные амбиции родителей? Желание стать богатым и знаменитым?
Достаточно ли у вас таланта? Видели ли вы свои пробы на видео? Сравнивали ли вы свою игру с игрой талантливых актеров? Объективны ли вы в оценке своих способностей?
Нужно реально оценивать свои шансы. Нельзя сильно полагаться на восторженные отзывы своих близких — они часто необъективны.

Пирамида
Всех актеров можно представить в виде пирамиды. Деление условно и во многом субъективно, но неплохо дает представление о шансах на успех.

1. На самой вершине 10-12 звезд высшего уровня. Они узнаваемы в том числе и за границей. Это такие актеры как Владимир Машков, Евгений Миронов, Олег Меньшиков и немногие другие.
2. Чуть ниже есть еще около 40-50 звезд второй величины. Они узнаваемы. У них за плечами главные роли в полнометражных фильмах. За границей они практически неизвестны.
3. Еще ниже на ступень около 200 актеров. Они узнаваемы, но массовый зритель часто не помнит их по фамилии. У них в карьере, как правило, роли второго плана, либо главные роли во второсортных и третьесортных фильмах и сериалах. Фамилии я называть не буду, чтобы не обидеть никого, но я думаю вы сами сможете представить к каким актерам можно было бы применить такое определение.
4. Остальные — это актеры играющие редкие эпизодические роли, роли в студенческих фильмах, групповка и массовка.

В любой специальности примерно такая же «пирамида успеха». Но в актерской она наиболее ярко выражена и внизу этой пирамиды только массовка.

А теперь об актерских ресурсах:
В России 7 федеральных театральных высших учебных заведений. Еще несколько региональных. А также огромное количество частных заведений — киношкол, курсов актерского мастерства и т. д.
Каждый год на «рынок труда» приходит пополнение из более чем тысячи профессиональных молодых актеров. И еще больше — любителей без серьезного образования.

И все мечтают стать звездой. Все хотят красивой жизни — поклонников, астрономические зарплаты, славу. У всех амбиции, непростой характер, завышенные ожидания.
А спрос на порядки меньше. Для кого-то это обернется личной трагедией и разрушенной судьбой.

Театр
Часть актеров принимают к себе театры. В России огромное количество театров, существует государственная поддержка театрального искусства.
Но… все равно емкость театров ограничена, по сравнению с предложением на «рынке труда». И худруки театров, как правило, творят все что им вздумается. Худрук — царь и бог в своем маленьком мире. Часто бывает так, что все заметные роли могут играть только родственники или любимчики (даже при бездарности и полном несоответствии типажу). Бывает что престижные и известные театры могут платить своим актерам сущие копейки, даже за главные роли в спектаклях!

Театральные актеры менее известны и популярные чем актеры кино. Психологический климат в большинстве театральных коллективов нездоров и напоминает серпентарий — вольер со змеями. И если в мире кинематографа актеры редко находятся бок о бок друг с другом дольше чем несколько месяцев, то в театре — постоянно в течение многих лет. И у всех амбиции, непростой характер, свои тараканы в голове. Соперничество, зависть, ненависть, сплетни, всё помноженное на раздутый эгоизм — это обыденное явление в большинстве театров.
Поэтому на театры особо рассчитывать не стоит. Если вы и будете работать в театре, то вряд ли станете от этого счастливым. В театральном мире есть масса своих проблем и особенностей.

Курсы актерского мастерства
Курсы актерского мастерства — это Клондайк. В последнее десятилетие процветают коммерческие структуры которые обучают актеров, обещая роли, связи и прочее. Они кормятся с нереализованных амбиций (и глупости) родителей молодых людей, мечтающих пройти в мир кинематографа через задний ход, с помощью денег.
Это иллюзия, что деньги решают все. 90% таких организаций проводящих курсы — мошенники. Их обещания ролей и знакомств в мире кино — пусты.

Пути к успеху
У каждого свой путь. Кому-то везет и он добивается успеха исключительно своим талантом. Кто-то пытается завести отношения с продюсерами или режиссерами. Некоторые начинающие актрисы женятся на перспективных студентах режиссерских факультетов, в надежде самой «вырастить» режиссера (по принципу: чтобы стать женой генерала нужно выйти замуж за лейтенанта).
Кто-то уходит из профессии — становится ведущим корпоративов и свадеб, а в худшем случае вообще зарабатывает на жизнь неквалифицированным трудом. Кто-то пытается снимать кино сам. Кто-то перебивается маленькими ролями, а потом спивается из-за депрессии и невостребованности.
Стоит помнить что успех зависит не от связей и даже не от таланта. Во многом он зависит от везения, от случайности.

Востребованность
Объективно, потребность в актерах всегда меньше чем предложение.
В мире не так много театров и снимается не так много фильмов.
В России, в последнее время, каждый год до больших экранов доходит 50-70 фильмов (которые прокатываются больше чем в 3 кинотеатрах).

Еще около 150-200 авторских фильмов (в том числе короткометражных) которые прокатываются только по фестивалям, практически не имея кассовых сборов.

Еще сотня сериалов разного уровня.
Часть актерской массы поглощают театры.
Еще есть огромное количество (свыше 500) студенческих учебных работ, а также любительского «трэшака». Но и они не могут сделать востребованными многотысячную армию актеров.

И это нормальный процесс, когда к вершине возносятся единицы, а остальные выпадают в осадок. Представьте себе, если бы на каждые десять человек было два актера, три художника, два музыканта, поэт и режиссер? Представили какой кошмар будет? Какая аудитория будет у каждого из них. Как обострится конкуренция. И во что превратится культура?

Рецепт
Универсального рецепта не существует. Единственное что может помочь — это избавление от иллюзий. Даже поступление в престижный ВУЗ не гарантирует успеха (и это при чудовищно большом конкурсе чтобы поступить в них).

Остается только трезво оценивать свои шансы. И еще — нужно учить сопутствующие профессии. Работать актером вам может и не доведется, но лучше вращаться в околокинематографической среде, чем работать совсем не по специальности.

Наступает эра транспрофессионализма. Чтобы быть успешным — нужно владеть как минимум 2-3 специальностями. Если речь идет о мире кино, то кроме актерской специальности учитесь сценарному мастерству, монтажу, режиссуре и т. д. Чтобы не оставаться в стороне от киноискусства.

Если вы овладеете несколькими кинематографическими специальностями, помимо актерской, то ваши шансы остаться на плаву, да еще и в мире кинематографа, будут гораздо выше. Иначе вы рискуете выпасть в осадок. Из-за невостребованности у многих актеров бывает многолетняя депрессия. Невостребованность иногда приводит к личным трагедиям. И при этом, увы, большинство ожидает именно эта участь.

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно