Битва титанов

Битва титанов / Часть 1:

 

 

Модели прибыли крупного

 

кинобизнеса

 

Эта статья навеяна уже не просто размышлением, анализом, но в первую очередь общением с людьми, которые могут в какой-то степени позиционироваться как реальные или перспективные инвесторы киноиндустрии. Вопросы, которые они задают, позволили сформулировать фокус, который можно рассматривать, как определенную группу критериев в оценке инвестиционного потенциала кинобизнеса. Понимая, что нужно инвестору, что он ожидает, как оценивают кинобизнес разные категории инвесторов, можно сформировать главные акценты стратегий тех или иных вариантов воплощения кинобизнеса.

Финансовые инвесторы

Эти инвестируют с целью получить доход на вложенные средства, им маловажен сам бизнес. Для них важна динамика его стоимости и ликвидность. Эти люди любят играть «в короткую»: сегодня купил по три, завтра продал по 10. Поэтому при анализе потенциального объекта своих инвестиций они более всего обращают внимание на факторы, способствующие росту рыночной стоимости бизнеса, или, как это еще называют, капитализации. Самый простой пример – торговля акциями или подобными инструментами. Вы можете купить акции за 10 условных единиц, подождать, когда они достигнут большего значения, и продать по новой рыночной стоимости, к примеру за 15 у.е. В этом случае ваша операционная прибыль (грубо - EBITDA) составит 5 у.е., а абсолютная доходность по сделке – 50%. Аналогичный подход демонстрируют во всех отраслях, которые показывают рост, а значит, находятся на стадии бурного развития, а значит, испытывают потребность в денежных ресурсах. Тот, кто успел раньше всех, снимает сливки и получает максимальную доходность. Тот, кто пришел позже всех, получает крошки от пирога. Как правило, финансовые инвесторы любят бизнес на ранних стадиях, когда он мал, дешев и бурно растет, в том числе и по своей стоимости. Мечта любого финансового спекулянта – войти в бизнес за малую цену, а потом продать свою долю крупному стратегическому инвестору. Психология и мотивация финансового инвестора ориентированы на высокий темп роста капитализации, поэтому он придает первостепенное значение факторам, которые стимулируют рост, а также факторам, которые могут негативно сказаться на росте.

Во время типичной встречи представителей кинокомпаний с финансистами диалог разворачивается примерно по следующему сценарию.

Действующие лица:

  • БАНКИР – уверенный в себе, холеный, с немного усталым взглядом, небольшого роста. Возраст – за 45.

  • ГЕНПРОДЮСЕР – неуверенный в себе, неряшливой наружности, за 45, много говорящий о своем месте в кино, профессионально рассказывающий кинобайки, перечисляющий огромный список кинопроектов, о которых никто не слышал.

ИНТЕРЬЕР: ВЕЧЕР. ЗАЛ ДОРОГОГО РЕСТОРАНА.
ГЕНПРОДЮСЕР (с напрягом)
– Купите мою компанию! Кино – это самый выгодный бизнес. 
БАНКИР (отхлебывая Мартель)
– А зачем? 
ГЕНПРОДЮСЕР (делая удивленные глаза)
– Как зачем? Вы заработаете много денег! 
БАНКИР (косясь на визави)
– У меня и так много денег. А как вы будете капитализировать мои средства? 
ГЕНПРОДЮСЕР (глаза становятся стеклянными)
Пауза.
THE END

Именно в силу специфической мотивации финансовые инвесторы вправе ожидать от объектов кинобизнесароста капитализации. В этом состоит подчас принципиальное непонимание со стороны российских продюсеров, которые пытаются затащить в кинопроекты крупных инвесторов. Российские кинопродюсеры не так богаты, они заинтересованы путем реализации кинопроекта получить деньги немедленно. Ни для кого не секрет, что наши продюсеры зарабатывают не на прокате, который часто ничтожен и убыточен. Наши продюсеры зарабатывают на производстве, которое при регулярной загрузке дает устойчивый денежный поток. В то же время крупных игроков инвестиционного сообщества мало интересуют денежные потоки, которые так любят банки, живущие на обслуживании текущих транзакций.

Инвесторам не нужен КЭШ. Это для них проблема. Чем больше живых, свободных денег, тем больше проблема. В России размер этой проблемы - более 12% в год – инфляция. А еще большая проблема стремительный рост некоторых рынков, в которые НЕ ВЛОЖЕНЫ ваши деньги. Представляете? Допустим, вы имеете 1 тысячу долларов в долларах. Если они просто пролежат год, то они потеряют в цене, как минимум, на 12% + часть за счет падения относительно курса рубля. Иными словами, покупательная способность вашей тысячи долларов за год сократится на 15-20%. Это около 200 баксов. Не большая сумма. Если разделить ее на 12, это получится чуть более 16 долларов. Какие пустяки – средний чек в средней кофейне.

А теперь представьте, что у вас на счету в долларах лежит 1 миллиард. Нормально? Это 1000 раз по миллиону долларов. Полагаю, что для большинства из вас – это абстрактные цифры, но только не для тех, кто управляет этими деньгами, особенно и как правило, если эти деньги чужие. За год «лежки» без движения эти деньги подешевеют на 200 миллионов долларов. Иными словами, капитализация этой суммы снизится на 200 миллионов долларов, чужих долларов. А если они пролежат не год, а один месяц, то инвесторы потеряют около 20 миллионов долларов. То есть если деньги не работают, то их владелец теряет примерно 548 тысяч долларов в СУТКИ!!! Я доступно объясняю? 548 тысяч долларов в сутки! Многие из вас могут похвастаться, что зарабатывают столько же за год?

Поэтому, если вы предложите серьезному инвестору проектик, где он заработает целый миллион баксов (неизвестно когда, КЭШем), то он вам ничего не скажет, но подумает соответственно.

Вывод: серьезному инвестору нужен проект, куда он сможет вложить много денег, а через несколько лет с легкостью продать свою долю за три цены. Если вы сможете предложить финансовым инвесторам такой проект, то они построятся в очередь.

Именно здесь кроется фундаментальное противоречие между интересами бедноватых продюсеров, которые заинтересованы в текущем хорошем доходе и выше 50 тысяч баксов в месяц их фантазия поднимается редко, и крупных инвесторов, у которых нет проблем с деньгами на каждый день, но есть проблема – куда разместить очень крупные суммы.

Стратегические инвесторы

Это те, кого в Америке еще называют истеблишмент, – как правило, крупные глобальные корпорации, оперирующие на глобальном рынке. Говорить о них можно много, но нас интересует их сермяжная мотивация. Она основана на том, что стратегические инвесторы, как правило, долго владеют бизнесом или группой связанных бизнесов, которые обеспечивают им преимущественное положение в отрасли. Разумеется, это объясняется колоссальными масштабами бизнеса, который характеризуется как огромной рыночной стоимостью, так и огромными денежными потоками. Впрочем, денежные потоки относительно мало беспокоят стратегов, так как, имея колоссальные активы и безупречную репутацию, они могут подкачивать свою текущую ликвидность всеми доступными способами. Банки бьются на смерть за возможность кредитовать стратегов, так как такие кредиты увеличивают качество кредитного портфеля банков. Бюджеты крупных стратегов больше совокупных национальных бюджетов средних государств.

Поскольку стратеги напоминают слонов, на спинах которых лежит наша планета, то их в первую очередь интересуют новые, большие, неосвоенные территории, в смысле - рынки. Если говорить об индустрии развлечений, то здесь оперируют такие монстры, как News Corp, Microsoft, Google, SONY. Рангом пониже - упоминаемые далее голливудские мейджоры. Они не спешат, они дают место и время для мелюзги, типа параноидальных венчурных компаний и алчных финансовых спекулянтов. Нужно освоить и вспахать целину. Стратеги смотрят, как мелкие жучки едят друг друга на поле, разделенном на микроскопические наделы. Потом, когда они видят, что рынок достаточно структурирован, чтобы принять плоды цивилизации, они водворяются и, как в известном анекдоте, покрывают все стадо.

Финансовые инвесторы знают повадки стратегов, поэтому ищут такие точки роста в ожидании, что они продадут доли рынка профильным игрокам. Соответственно, стратегов мало будет волновать капитализация и структура капитала компании (хотя бы 90% ее капитала – заемные средства), так как капитализацией уж кого кого, а стратегов удивить сложно. Для стратегов важна доля рынка компании, ее динамика, инфраструктура, потенциал развития, прозрачность, способность быстро интегрироваться в корпоративную культуру того же стратега.

В контексте кинобизнеса стратегов в России могут интересовать компании, которые подпадают под указанное выше определение. Обзор движений мейджоров на российском рынке говорит о том, что ни одна из голливудских компаний пока не проявляет интереса к полноценному поглощению. Скорее речь идет о партнерстве – к примеру SONY – Амедиа, Двадцатый век Фокс – Гемини фильм.

Кто может быть интересен в российском кино крупным финансовым или стратегическим инвесторам?

Очевидно, главная битва ожидается на рынке кинотеатральных залов, где сетям принадлежит не более 30% экранов. Мы говорим не о кино, а о рынке недвижимости. Старые кинотеатры, как правило, стоят в хороших местах и могут иметь высокий потенциал стоимости строений и земельного участка. Будут их собственники оставлять в них кино, будут перепрофилировать – вопрос пока праздный. Значит, этот рынок ожидает своей консолидации. Понимая, как все происходит в наших пенатах, это тоже будет происходить через рейдерские захваты, силовое воздействие, стрельбу и прочее. Скорее всего, на сцене будут знаковые компании этого рынка, типа «Росбилдинга», однако существует множество менее известных, но не менее агрессивных хищников. Интерес представляют крупные киностудии – Мосфильм, Ленфильм. Всем понятно, что их киноактивы представляют нулевой интерес, а единственным ценным активом является земельный участок. Поэтому после прохождения акционирования эти киностудии постигнет судьба сотен городских предприятий: при оптимистическом сценарии – перепрофилирование с выездом на загородные площадки, при пессимистическом – разукрупнение и небытие1.

Модели прибыли в кинобизнесе

Как было показано в статье «Финансирование кинопроектов – две части единого процесса.» (Менеджер. Кино. №1, 2007), в кинопроцессе есть три главных участника – кинопроизводитель, кинодистрибьютор и различные варианты ритейлеров. Многообразие каналов дистрибьюции я обсуждал в статье «Привлечение финансирования кинопроектов независимыми продюсерами» (Менеджер. Кино. №2, 2007). И хотя это весьма упрощенная цепочка, каждый ее элемент по существу представляет, с одной стороны, объект инвестиций, а с другой стороны, это субъект, который генерирует добавленную стоимость и, соответственно, генерирует положительный денежный поток и увеличивает собственную капитализацию.

Модели прибыли крупного кинобизнеса 1
Рисунок 1

На рисунке 1 представлена более развернутая схема, в которой все элементы представляют собой не просто различные функциональные компании, но в первую очередь определенные модели прибыли. Некоторые элементы имеют косвенное отношение к кинопроцессу, в то время как другие - самое непосредственное. Некоторые модели прибыли имеют комплексный характер, образуясь из взаимодействия нескольких локальных моделей. Это позволяет реализовывать различные бизнес-синергии. Мы рассмотрим каждую модель - от самых элементарных бизнес-приложений до фундаментальных масштабных бизнес-платформ.

Модели прибыли крупного кинобизнеса 2
Рисунок 2

Анализируя эту схему (рис.2), можно выделить не только поверхностные модели, характерные для киноиндустрии, но также производственно-логистические и торговые модели:

  • производство и продажа произведенной продукции или прав на ее использование;

  • логистика, упаковочные операции;

  • складирование;

  • доставка;

  • стоковая торговля, где валовая прибыль возникает в момент физического потребления;

  • дистанционная торговля, где валовая прибыль возникает в момент совершения дистанционной транзакции;

  • Интернет- или электронная торговля, где валовая прибыль возникает в момент совершения заказа или загрузки контента;

  • модель, используемая СМИ, где прибыль возникает в результате розничной продажи подписчикам или продажи рекламодателям коммуникационных каналов контакта с целевой аудиторией.

Наличие этих моделей также указывает на более фундаментальные инфраструктурные модели, которые опираются на такие понятия, как:

  • производственные площади, производственная недвижимость;

  • логистические площади, складская недвижимость;

  • развлекательные и торговые площади, торгово-развлекательная недвижимость;

  • офисные площади, офисная недвижимость;

  • земельные участки, девелопмент.

Однако, если пойти дальше и более подробно рассмотреть, как отдельные элементы этой схемы, так и их комплекс, нас ждут еще более удивительные открытия. Об этом немного ниже.

Внимательный читатель спросит: но при чем здесь кино? Ответ прост – именно кино позволяет создавать не только описанные здесь, но иные, уникальные модели прибыли. Начнем по порядку, имея в виду, что базой является именно кино. Основой кинобизнеса является его главный продукт – кинопроект.

Модель прибыли отдельного кинопроекта

Более детально я писал об этом в статье «Привлечение финансирования кинопроектов независимыми продюсерами » (Менеджер. Кино. №2, 2007). Вспомним основные моменты.

Доход отдельного кинопроекта возникает в результате реализации прав на кинопрокат, телепрокат, выпуск видеокассет и dvd-дисков, печать постеров и сувениров, использование известных имиджей, продажу музыкальных треков. Дополнительными источниками дохода являются продажа прав на скрытую рекламу товаропроизводителей и поставщиков услуг.

Расход производства отдельного проекта возникает в результате затрат, связанных с написанием или покупкой сценария, съемкой, монтажом фильма, расходами на тиражирование копий и рекламу фильма в течение проката.

Положительная разница между совокупными доходами и расходами образует прибыль проекта.

Особенностью данного бизнеса является БЕСКОНЕЧНЫЙ характер доходов от фильма, так как один и тот же фильм могут смотреть различные поколения, его можно бесконечно тиражировать, снимать ремейки, коммерчески эксплуатировать известные образы, которые становятся элементами культуры.

Таким образом, любой реализованный фильм генерирует постоянный денежный поток в виде роялти.

Средняя доходность кинопроекта может составлять до 25-30% годовых, однако если получился шедевр, то доходность может превышать 300 000%. Эти случаи известны и легко проверяемы.

В общем, модель прибыли создания фильма очень похожа на модель девелопмента объекта недвижимости. Однако сам по себе кинопроект является лишь продуктом, который производит кинокомпания, поэтому более уместно говорить о модели прибыли отдельной независимой кинокомпании. Термин «независимая» кинокомпания возник в США для отличия от так называемых голливудских «мейджоров» - крупнейших старых американских кинокомпаний, которые и создали мировую киноиндустрию в том виде, в каком мы ее знаем.

Традиционно к мейджорам причисляют: Sony Pictures (в составе MGM и Columbia), 20th Сentury Fox, The Walt Disney, Warner Brothers, Paramount Pictures, Universal.

В последние годы возникли крупный лейблы, такие как DreamWorks SKG, Weinstein Company, Lions Gate Films, New Line Cinema, Miramax Films, Jerry Bruckheimer Films и т.д.

Понимание факта отличия независимой кинокомпании от мейджора важно, так как модель прибыли мейджора более комплексная и отличная от модели прибыли независимого производителя (рис.3).

Модель прибыли независимой кинокомпании

Кинокомпания, подобно девелоперской –правильно?компании, имеет не один проект в запуске, а портфель проектов разного калибра и продолжительности. Таким образом, снижаются риски по всему портфелю, стабилизируется денежный поток, появляется возможность перекрестного рефинансирования проектов. Портфель динамически изменяется. Одни проекты заканчиваются, новые начинаются, однако поскольку права на проекты остаются, то кинокомпания продолжает получать доход от всех проектов, когда-либо запущенных. Именно поэтому ядром активов кинокомпаний являются права на библиотеки проектов, как собственных, так и приобретенных.

Модели прибыли крупного кинобизнеса 3
Рисунок 3

На раннем этапе модель прибыли кинокомпании подобна модели прибыли инвестиционной компании, владеющей портфелем доходных проектов. С течением времени и ростом портфеля устойчивость бизнеса асимптотически возрастает, а совокупные риски стремятся к 0. На продвинутых этапах своего существования модель прибыли кинокомпании уже ближе к модели крупного лендлорда, который владеет огромным количеством объектов, приносящих устойчивый рентный доход.

Объектами, генерирующими рентный доход кинокомпании, являются права на фильмы – библиотека.

Капитализация кинокомпании определяется следующими факторами:

  • общая динамика отраслевого рынка, в частности российского кинорынка;

  • общий среднегодовой объем портфелей, выраженный как в производственных бюджетах, так и в прогнозных доходных бюджетах. Фактически это оборот компании;

  • рост оборота;

  • доля рынка;

  • рост доли рынка;

  • показатель EBITDA за период времени;

  • динамика роста EBITDA;

  • высокая ликвидность кинокомпании, которая в свою очередь зависит от высокой ликвидности прав на кинопродукцию и стабильного денежного потока;

  • репутация кинокомпании и успешность ее проектов;

  • объем библиотеки кинокомпании.

Упрощенная функциональная схема независимой кинокомпании

Принципиальное отличие модели прибыли отдельного кинопроекта от модели прибыли кинокомпании в том, что в кинокомпании, владеющей правами на множество кинофильмов, может быть огромное количество объектов, генерирующих рентный доход. Это зависит от успеха того или иного фильма.

К примеру, культовые фильмы, такие как «Звездные войны», «Терминатор», «Звездный путь», с точки зрения финансов представляют собой целые контейнеры, которые включают десятки денежных потоков: права на различные образы, права на сюжеты, права на музыкальные произведения, права на упоминания.

Таким образом, библиотека кинокомпании является важнейшим фактором ее капитализации и существенным элементом ее рыночной цены. Андрей Кончаловский, к примеру, в своей книге «Низкие истины» упоминает любопытный опыт, который он наблюдал во время работы над фильмом «Танго и Кэш»: звезда этого фильма – Сталлоне - получал не только гонорар, но и права на данный фильм после 8 лет его коммерческой жизни. Сталлоне знал, что просить. Деньги закончатся, а собственность на права будет генерировать устойчивый денежный поток.

Это обстоятельство отлично понимают дистрибьюторские компании, которые покупают права на аудиовизуальные произведения.

Модели прибыли крупного кинобизнеса 4
Рисунок 4

В приведенной выше схеме (рис.4) все ключевые процессы независимой кинокомпании объединены в рамках одного образования (Здесь не учитываются модели прибыли, связанные с ритейлом в кино. Они будут рассмотрены во второй части статьи). В реальности такая схема характерна только для относительно крупных независимых кинокомпаний. Чаще на практике в рамках кинокомпании реализуется не весь, а только ключевой набор функций. Именно поэтому можно выделить несколько типов кинокомпаний, соответственно, и несколько отличающихся моделей прибыли:

  • продюсерская кинокомпания;

  • дистрибьюторская (прокатная) кинокомпания;

  • производственная кинокомпания.

Модель прибыли независимой продюсерской кинокомпании

В мире существует огромное количество продюсерских компаний, как в кино-, шоу- бизнесе, так и в обычных видах бизнеса. Большинство кинокомпаний России относятся к этому типу. Причина такой популярности в том, что для запуска продюсерской компании практически не нужно средств. Любой человек может назвать себя кинопродюсером, сделать соответствующую визитку и поражать воображение неокрепших умов. Если взглянуть на схему кинокомпании, то функции, которые обеспечивает небольшая продюсерская компания, выглядят следующим образом (рис.5).

Модели прибыли крупного кинобизнеса 5Рисунок 5

Для реализации этих функций нет необходимости создавать огромную инфраструктуру, содержать офис и вспомогательный персонал. Все эти задачи может выполнять один человек, в крайнем случае, имея одного - двух помощников, один из которых оформляет бумаги, а второй бегает за пивом, служит водителем и имитирует всю свиту.

Именно поэтому множество успешных бизнесменов занимаются продюсированием на таком уровне, то есть для души. Денег это много не стоит, удовольствие приносит, в глазах друзей приятно выделяет. По существу, такая компания осуществляет процесс девелопмента кинопроекта – от поиска и разработки идеи до создания первичного продукта (или пакета) и его продажи. Скудные средства, которыми располагает небольшая продюсерская компания, недостаточны для реализации даже среднего кинопроекта. Напомним, что проект с бюджетом 15 млн. долларов уже считается почти низкобюджетным для рынка США. Однако даже имеющихся небольших средств вполне достаточно, чтобы провести поиск и отбор материала, создать приемлемую версию сценария (при помощи профессионального сценариста) и даже достигнуть предварительных договоренностей со звездами – режиссером и актерами. Этот этап самый рискованный, так как идея еще не обросла мясом. Тем не менее, ее доводка, развитие позволяют выявить и оттенить ее коммерческий потенциал. Оттенить настолько, что он становиться виден другим. Именно поэтому идея преобразуется в продукт.

Продюсер понимает, что сам не в состоянии реализовать проект, даже если есть сформированный пакет со всеми элементами. Продюсеру нужны партнеры, которые имеют деньги, чтобы нанять производственные компании, или имеют свою производственную компанию. Производственная компания может выступить соинвестором проекта, предоставив часть своей инфраструктуры относительно бесплатно или через трансфертное ценообразование. Однако для этого она сама должна обладать оборотными средствами, а вкладывать их – идти на риск. Поэтому продюсер старается минимизировать свои риски, а также риски партнеров, продавая права на будущий фильм дистрибьюторам или производственным компаниям.

Продюсер может привлекать финансовых инвесторов, которые дают средства взамен права получать долю от прибыли. Если продюсер нашел средства, то он привлекает производственную компанию просто в качестве поставщика.

Таким образом, основная модель прибыли продюсерской компании – это вложить незначительные средства в создание пакета кинопроекта (аналог бизнес-плана для инвестиционного проекта) и продать права на реализацию проекта. При этом в зависимости от того, насколько качественно продюсер структурирует сделку, он может полностью оставить за собой контроль над проектом или полностью потерять его. В первом случае он получает деньги на реализацию проекта, а также осуществляет продажу прав на уже готовый продукт. При успешном развитии событий продюсер получает максимальную прибыль со сверхвысокой рентабельностью.

Если же продюсер просто продал пакет и покупатель взял контроль над продуктом в свои руки, то продюсер никак не может влиять на реализацию проекта. Новый хозяин может оставить только сценарий, но полностью изменить кастинг и бюджет. Тем не менее, продюсер не останется в накладе, так как его затраты на девелопмент будут существенно меньше, чем сумма от реализации пакета.

Как можно видеть, у продюсера возникает достаточно широкое поле для маневра - от полной продажи пакета и утраты контроля до частичной продажи прав с сохранением контроля. Какой вариант продюсер предпочтет - зависит от его портфеля, стратегии, отношений с покупателями. Успешные продюсеры скидывают неинтересные (для них) проекты крупным кинокомпаниям и оставляют проекты с большим потенциалом для собственной реализации. Если сравнивать деятельность кинопродюсера с деятельностью в иных областях бизнеса, то она напоминает деятельность венчурного капиталиста. Он входит в проект на ранних стадиях, когда требуется мало денег, но риски сравнительно высоки. Он выходит из проекта, когда есть возможность продать его по максимальной цене, а себе оставляет проекты с максимальным потенциалом роста. В такой модели прибыли ключевыми качествами независимого кинопродюсера являются способность оценить потенциал проекта, определить перспективный вариант его развития, а также момент и фазу, на которой из него стоит выйти.

Ключевыми факторами успеха для независимого продюсера являются: способность привлечь талантливых людей и проекты, обширная сеть контактов среди творческого персонала, включая режиссеров и актеров, а также сеть контактов с крупными студиями и дистрибьюторами. Работа независимого продюсера, если он мастер своего дела, – это высокое искусство, сочетающее интуицию и прагматизм, доходящий до цинизма.

В реальности существует мало истинно независимых продюсерских компаний. Большинство из них аффилировано с крупными кинокомпаниями. Плюсом продюсерских компаний является их эффективность в поиске и запуске интересных проектов. Минусом продюсерских компаний является отсутствие предмета капитализации. Компания может держаться на одном - двух ключевых людях, которых невозможно купить, так как они часто состоятельны, да к тому же принципиально ценят свой статус. Если инвестор покупает продюсерский лейбл, а ключевые фигуры покидают его, то инвестор может списывать затраты по этой сделке в чистые убытки.

Почему крупным кинокомпаниям выгодно работать с сетью независимых продюсеров? Причина в том, что они экономят на поиске и разработке проектов, к тому же небольшие компании подчас более креативны и оперативны, чем крупные и ригидные структуры мейджоров. Часто бывшие сотрудники мейджоров создают новые независимые лейблы, одновременно хорошо владея инсайдерской информацией о системах принятия решений в крупных корпорациях. В принципе, тоже самое, что в любой индустрии, особенно в наукоемких, насыщенных инновациями. Как скучен мир!

Модель прибыли дистрибьюторской кинокомпании

Это самое примитивное, что может быть. Вы покупаете права на фильмы, а потом занимаетесь либо их перепродажей, либо осуществлением кинопроката. Функции прокатной компании следующие (рис.6).

Модели прибыли крупного кинобизнеса 6Рисунок 6

Затраты дистрибьюторской кинокомпании включают: покупку прав, затраты на логистику, тиражирование, рекламу и маркетинг, сбор дебиторской задолженности. Рентабельность конкретного кинопроекта зависит от реальной маржой, возникающей между прямыми затратами и реальным сбором от эксплуатации прав. Арифметика проста. Если речь идет о кинопрокате, то затраты считают в расчете на одну копию, которые включают уже перечисленные позиции.

Если говорить о среднем российском проекте, то затраты на одну копию могут лежать в диапазоне от 1200 до 3500 долларов. Соответственно имеет значение, сколько средств может принести данная копия. Если она принесла меньше прямых затрат, то дистрибьютор терпит убыток, если больше – подсчитывает прибыль. Если фильм выходит большим количеством экранов, то копии в разные кинозалы могут приносить неравнозначные цифры, хотя затраты на копию в среднем будут постоянны. Сборы с первого экрана с высокими ценами могут быть выше, чем сборы с кинозала в спальном районе. Это маркетинг.

Прокатчики применяют различные стратегии, чтобы снизить риски и затраты, а сборы в расчете на копию повысить. Это и ограниченный показ с увеличением и уменьшением числа экранов в зависимости от результатов премьерного уикенда. Это и демонстрация волнами, когда вы работаете с числом копий, меньшим, чем число экранов. Такая стратегия уменьшает затраты в расчете на экран, но лишает преимущества внезапности перед зрителем и пиратами. К тому же копия изнашивается в процессе эксплуатации.

Однако главный инструмент прокатчика – это способность правильно оценить потенциал фильма, определить целевую группу, рассчитать момент выхода на экраны. В больших масштабах дистрибьютору приходиться управлять ассортиментом кинопроектов, которые находятся в конкурентной среде. Примитивная логика подсказывает – бери права на все фильмы. Однако на практике это требует огромных финансовых ресурсов и мощной инфраструктуры. Впрочем, это окупается за счет увеличения доли рынка, роста капитализации библиотеки, увеличения денежного потока и снижения рисков (или, что более правильно, распределения рисков по всему ассортименту). Также, чем больше у прокатчика премьерный портфель, тем в большей степени он может пользоваться таким рычагом, как определение даты премьерного показа, синхронизация рекламных компаний и т.п.

Периодически некоторые прокатчики решают сыграть в игру и стартуют свои производственные компании. Желание получать сверхприбыль понятно, тем более что прокатчик, как никто другой (кроме кинотеатральных сетей), чувствует, что хочет зритель. Правда, в этом подходе есть порочность и отличие от подхода продюсерских компаний. Прокатчики стараются углядеть истории, которые с их точки зрения включают элементы состоявшихся успешных проектов. Эти ребята - специалисты по части того, что уже БЫЛО успешным и ПОЧЕМУ оно (с их точки зрения) было таковым.

Продюсеры ищут интересные истории и неординарные ходы. Они более ориентированы в БУДУЩЕЕ, хотя, безусловно, также хорошо знают ПРОШЛОЕ. Оба подхода работают и терпят фиаско одновременно. Что поделаешь, кино делается для зрителя, а он чаще всего сам не знает, чего хочет. (А если говорливый маркетолог скажет вам, что он знает, чего хочет зритель, то поинтересуйтесь, на какой модели «Бентли» он ездит на свою работу.)

Если прокатчик работает успешно, то его портфель и библиотека растут, он начинает работать с все более крупными производителями, его сеть распространения расширяется, его капитализация растет. Кинодистрибьюция, как любой бизнес, основанный на логистике, низкорентабельный. Он основан на объемах и скорости оборачиваемости средств.

Иногда к прокатчикам приходят независимые продюсеры с предложением пресейла, что представляет почти аналог предоставления поручительств со стороны дистрибьютора. Если проект интересен, то закупщик имеет искушение забрать большую долю прибыли при фиксированной сумме сделки. В случае успеха это ведет к росту EBITDA компании, но слишком агрессивная закупочная политика может отпугнуть независимого продюсера. А вдруг он принес бомбу типа «Ведьмы из Блэр»?

Модель прибыли производственной кинокомпании

В этой модели прибыли нет ничего особенного или что отличало бы ее от любой кино- или телекомпании, которая производит кино или телепродукт. Функции производственной компании представлены ниже (рис.7).

Модели прибыли крупного кинобизнеса 7
Рисунок 7

Но это очень общие функции. В действительности в производстве кинопроекта задействовано много различных процессов, или, как принято говорить языком ушедшей эпохи, – цехов. Понимание основных цехов важно и основано на производственной линейке кинопроцесса. Рассмотрим это более подробно, а делать это лучше всего на примере бюджета относительно крупного кинопроекта. Пусть простят меня российские продюсеры, но я приведу бюджет в американском формате, так как российские киносметы уж больно мутные и сильно смахивают на попытку затемнить, а не прояснить ситуацию. Безусловно, я приведу агрегированную смету, так как полная занимает 15-25 листов (табл. 1).

Модели прибыли крупного кинобизнеса 8
Таблица 1

Вы можете обратить внимание, что смета содержит множество разделов, однако это агрегированные разделы, которые включают множество подразделов. Чтобы вы реально представили масштаб детализации, я приведу один из разделов в развернутом виде. Это раздел транспортного обеспечения (табл. 2).

Модели прибыли крупного кинобизнеса 9
Таблица 2

Зачем нужно столько информации? Затем, чтобы можно было осознать, что с финансовой точки зрения производственная компания ничего не производит. Она управляет проектом путем привлечения огромного количества подрядчиков, управления финансовыми потоками, календарными планами и синхронизацией всех событий на съемочных площадках.

По существу, модель прибыли кинопроизводственной компании подобна модели прибыли строительной компании, выполняющей функции генерального подрядчика и генерального проектировщика проекта. Или в чем-то модель прибыли производственной кинокомпании подобна модели прибыли рекламного агентства полного цикла, которое само по себе ничего не делает, кроме как управляет отношением с клиентами и их деньгами, заказывая бесчисленные услуги у более мелких специфических подрядчиков.

Взаимодействие производственной компании с огромным количеством вендоров – ключевой момент. Производственная компания получает от заказчика – продюсера деньги в различных агрегатах от наличных до ликвидных ценных бумах, а расплачивается с вендорами также либо деньгами, либо их ликвидными эквивалентами. Таким образом, на финансовом входе у производственной компании висит дебиторская задолженность, а на финансовом выходе - кредиторская задолженность. Добавленная стоимость, которую создает производственная компания, – это консолидация огромного количества различных ресурсов, которые надо собрать на проект и которыми надо управлять. Безусловно, основным активом производственной компании являются профессионализм ее персонала и широкая сеть проверенных подрядчиков.

Важным моментом в кинопроцессе является то, что любая работа требует часто два типа ресурса – специфическое и весьма дорогое оборудование, а также профессионалов, которые могут делать уникальные работы. Поскольку профессионалы слишком дороги, чтобы держать их в штате, то их привлекают на проект при посредничестве профессиональных гильдий и агентств.

А вот вопрос, иметь свое оборудование или арендовать, $ это фундаментальная точка, которая отличает просто независимую производственную компанию от реальных мейджоров.

Так или иначе, если производственная компания имеет минимальную техническую и кадровую базу в своем распоряжении или даже более развернутую, важнейшим для компании является поток заказов, который призван финансировать инфраструктуру и давать постоянный доход.

Источник заказов может быть внешним, когда производственная компания более ориентирована на внешний рынок, или внутренним, когда компания ориентирована на генерацию собственных проектов. Здесь также проходит грань между небольшой и крупной компаниями. Можно нарисовать простую матрицу (табл. 3).

Модели прибыли крупного кинобизнеса 10
Таблица 3

Итак, эта матрица дает условно 4 типа компаний. Их можно расположить и соотнести с предполагаемой капитализацией и формирующими ее факторами.

Из таблицы 4 можно примерно понять, какие типы компаний наиболее интересны с точки зрения инвестиций.

Модели прибыли крупного кинобизнеса 11
Таблица 4

* Значения очень приблизительные, основанные на принципе Парето.

Итак, мы подошли к модели прибыли «мейджора» - сердцу мировой киноиндустрии,. феномену, которого пока нет и никогда не было в России и Советском Союзе. Но об этом в следующем номере.

Битва титанов / Часть 2:

 

Модели прибыли крупного кинобизнеса.

 

 

Выгоды мейджора

 

В прошлой статье мы выделили базовые модели прибыли в кинобизнесе, которые строятся на основе цепочки создания ценности в кинобизнесе: Мы рассмотрели модели прибыли независимой кинокомпании, включая продюсерскую компанию, кинодистрибьютора и производственную компанию. Результатом нашего обзора явились две таблицы, которые помогают увидеть отличия вариантов кинобизнеса и вводят такое понятие, как «мейджор».

Таблица 1

 

>Ориентации на внешние проекты

Ориентация на внутренние проекты

Небольшие собственные производственные фонды

Небольшие компании, ориентированные на предоставление специфических услуг, Компании, выполняющие функции генеральных подрядчиков

Продюсерские компании, совмещающие функции девелопмента и управления кинопроектами

Значительные собственные производственные фонды

Крупные компании, специализирующиеся на предоставлении специфических услуг - транспорт и логистика, аренда широкого спектра оборудования, спец. Эффекты, кетеринг и т.п.

Мейджоры, которые обладают не только огромной технической и постановочной мощью, но и огромными площадями, транспортным парком, комплексами недвижимости и земельными участками

Таблица 2

Тип компании

Количество компаний

Доля рынка кино контента таких компаний

Бюджеты проектов, с которыми могут работать компании, млн. $

Капитализация за счет фондоемких активов

Активы, формирующую балансовую и рыночную капитализацию

Небольшие компании, ориентированные на предоставление специфических услуг, Компании, выполняющие функции генеральных подрядчиков

Более 500000 по миру

Менее 10%

До 1-5

Близка к 0

Репутация, персонал, клиенты, оборот

Продюсерские компании, совмещающие функции девелопмента и управления кинопроектами

Более 100000 по миру

Менее 30%

До 15-30

Невысокая

Репутация, права на кинопроекты, клиенты, персонал, оборот

Крупные компании, специализирующиеся на предоставлении специфических услуг - транспорт и логистика, аренда широкого спектра оборудования, спец. Эффекты, кетеринг и т.п.

Не более 1500

Менее 70%

До 5-15

Средняя

Репутация, специфические основные средства, дорогостоящие уникальные технические средства, персонал, клиенты

Мейджоры, которые обладают не только огромной технической и постановочной мощью, но и огромными площадями, транспортным парком, комплексами недвижимости и земельными участками

Не более 10-15 по миру

Менее 90%

До 300

Огромная

Репутация, огромная доля рынка, огромный денежный поток, огромные библиотеки, основные фонды, здания и сооружения, оборудование, земля

(Значения очень приблизительные, основанные на принципе Парето.)

Также в предыдущей статье был сформулирован тезис, что кинобизнес в зависимости от масштаба реализации может содержать несколько моделей прибыли – частично или комплексно.Так, кроме явных моделей, характерных для независимых кинокомпаний, в кинопроцессе можно найти следующие модели прибыли:

  • производство и продажа произведенной продукции или прав на ее использование;

  • логистика, упаковочные операции;

  • складирование;

  • доставка;

  • стоковая торговля, где валовая прибыль возникает в момент физического потребления;

  • дистанционная торговля, где валовая прибыль возникает в момент совершения дистанционной транзакции;

  • Интернет- или электронная торговля, где валовая прибыль возникает в момент совершения заказа или загрузки контента;

  • модель, используемая СМИ, где прибыль возникает в результате розничной продажи подписчикам или продажи рекламодателям коммуникационных каналов контакта с целевой аудиторией…

Наличие этих моделей также указывает на более фундаментальные инфраструктурные модели, которые опираются на такие понятия, как:

  • производственные площади, производственная недвижимость;

  • логистические площади, складская недвижимость;

  • развлекательные и торговые площади, торгово-развлекательная недвижимость;

  • офисные площади, офисная недвижимость;

  • земельные участки, девелопмент.

Если компания концентрируется на каком-либо сегменте цепочки кинопроцесса, то она поддерживает одну или несколько моделей прибыли, но такое понятие, как «мейджор», реализует все возможные модели прибыли. С одной стороны, это требует создания огромной инфраструктуры и высоких капиталовложений, но, с другой стороны, дает массу преимуществ и возможностей для синергии. Поскольку эта статься пишется в основном для крупных инвесторов, для которых актуальны вопросы размещения больших объемов средств с отличной перспективой капитализации бизнеса, то я построю ее в виде короткого инвестиционного меморандума. Формат и цель инвестиционного меморандума просты: дать инвестору базовую информацию для принятия политического решения, интересен ему данный проект или нет. Если в принципе интересен, то проект можно развивать, включая написание подробного бизнес-плана, привлечение дорогостоящих экспертов, проведение исследований, построение финансовых моделей и т.п. Это все затратный процесс, поэтому, дабы не производить рискованных затрат, сначала надо получить обратную связь от инвестора.

Обычный инвестиционный меморандум содержит от 10 до 30 страниц. Я попытаюсь уложиться в 4–5.

Основная задача, которую будет решать инвестиционный меморандум, – ответить на вопрос потенциального инвестора: почему имеет смысл вкладывать в проект создания кино мейджора?

Для инвестора с переизбытком ликвидности этот вопрос важен, так как он рассматривает различные предложения и все инвестиционные проекты находятся в конкурентном поле. Различные проекты имеют различные параметры, по которым оценивают их инвесторы, параметры, зависящие от отрасли, расположения, объема рынка и прочего. При этом в каждый момент времени есть рынки и отрасли – фавориты, которые дают максимальную отдачу на вложенный капитал с минимальными рисками. А если, кроме того, проект имеет какую-то уникальность, то его ценность возрастает. В настоящее время ни для кого не секрет, что самым «горячим» рынком является рынок недвижимости, включая земельный рынок. Этот рынок имеет массу плюсов. Главный плюс в том, что существует огромный потребительский и спекулятивный спрос, девелопмент может генерировать огромную доходность – от 50 до 100% годовых, имеет сравнительно малые риски и отличное обеспечение.

Девелопмент построен на существующих прецедентных схемах финансирования, которые включают множество различных вариантов – от привлечения инвестиционных фондов до различных схем проектного типа. Объект недвижимости является твердым залогом, что позволяет подключать различные схемы рефинансирования, включая ипотеку. И наконец, самым вдохновляющим фактором для инвесторов является темп роста цен на землю и недвижимость.

Именно поэтому создание комплекса недвижимости имеет два мощных драйвера капитализации – рост стоимости самого бизнеса, который располагается внутри объекта недвижимости, а также рост стоимости земельного участка и самого комплекса недвижимости.

Соответственно в девелопменте существует четкое обоснование, какой тип недвижимости возводить на конкретном участке земли. Существует несколько типовых категорий объектов недвижимости:

  • жилая недвижимость;

  • офисная недвижимость, бизнес парки;

  • торговые недвижимость;

  • гостиничная недвижимость;

  • развлекательная, спортивная, досуговая недвижимость;

  • производственная и складская недвижимость, логистические парки.

Каждый тип недвижимости дает определенную нормативную доходность. В предложенном выше списке типы недвижимости расположены приблизительно в порядке убывания доходности. Приблизительно потому, что внутри этих категорий также есть свои сегменты – от простейших и недорогих до элитных. В частности, жилая недвижимость может быть как элитной, так и панельной эконом-класса. Офисы и склады могут быть различных классов – от А и А+ до С и т.д. Но принцип один: чем выше стоимость земельного участка и темп ее роста, тем более высокодоходная недвижимость должна возводиться на данном участке. Логика здесь в том, что если участок земли дорогой, то возводимая недвижимость должна генерировать существенные потоки, а это возможно за счет предоставления услуг высокого качества по самой дорогой цене. Именно этим объясняется принцип зонирования и застройки любого крупного мегаполиса, наиболее типичным примером которого являются Москва, Питер, Краснодар и т.п. Именно поэтому происходит вывод предприятий и складов из центра городов в их окраины или даже за пределы. А на их место встают компактные жилые массивы, торгово-развлекательные и офисные центры.

Вы как инвестор можете спросить, зачем эта лекция и какое отношение она имеет к созданию киномейджора?

Ответ – самое прямое! Киномейджор – это в первую очередь недвижимость, включая земельный участок и большое количество разнофункциональных объектов.

Чтобы оценить модель прибыли мейджора, необходимо понимать сущность этого феномена и его отличие от классической независимой кинокомпании (см. предыдущий раздел).

Мейджор – это не просто БОЛЬШАЯ кинокомпания, которая одновременно имеет в производстве сотни разножанровых проектов.

Мейджор – это:

  • действительно большая кинокомпания;

  • владелец огромного распределенного тематического парка недвижимости;

  • владелец огромной технической базы и различных фондов;

  • вертикально интегрированный холдинг, оперирующий одновременно не только вдоль производственной цепочки, но и во всех смежных секторах.

Такая сложная структура объясняется исключительно финансовыми и бизнес-соображениями, она имеет высшую целесообразность и позволяет наиболее эффективно управлять основными и оборотными средствами. Или, выражаясь финансовыми терминами, мейджор позволяет достигать максимальных значений оборачиваемости активов, оборотного капитала, возврата инвестиций в активы, возврата вложенного капитала. Также мейджор может использовать огромное количество синергетических бизнес-эффектов, которые не в состоянии позволить никакая иная структура.

Владение огромными высоколиквидными основными средствами и комплексом недвижимости дает мейджору огромное долговое плечо, что позволяет легко привлекать заемное финансирование и обеспечивать любую структуру капитала его проектов. Чтобы понять, почему мейджор обладает такими исключительными возможностями, достаточно увидеть взаимосвязь между статьями расходов киноконтентного производства и ресурсами, которые обеспечивают освоение этих расходов. Основные агрегированные расходы кинопроекта включают следующие статьи:

  • гонорары сотрудников;

  • расходы на аренду производственных студийных мощностей, включая съемочное и пост-производственное оборудование, павильоны, услуги цехов, создание и приобретение реквизита; расходы на экспедиции, логистические услуги, услуги связи, транспортные расходы;

  • расходные материалы, включая не только пленку, но и кетеринговые услуги;

  • административные расходы;

  • правовые расходы, включая подписание различные договоров, вопросы обеспечения авторских прав;

  • расходы на приобретение различных прав;

  • разрешительные расходы;

  • финансовые расходы, включая оплату займов, поручительств, лизинговые платежи, страхование;

  • налоги.

Причем подобные расходы характерны для любого проекта. Пример детализации этих расходов приводился в предыдущей статье. Но если речь идет о независимой кинокомпании, то она должна распределять эти расходы между огромным количеством независимых поставщиков услуг.

В то же время мейджор осваивает эти расходы за счет предоставления ресурсов своей инфраструктуры. Это позволяет сразу убить несколько зайцев:

  1. Для мейджора все финансовые потоки прозрачны.

  2. Мейджор, продюсируя кинопроект, одновременно обеспечивает полную загрузку своих мощностей.

  3. Фактически мейджор оказывает услуги сам себе, что позволяет управлять портфельной рентабельностью, к примеру, снижая ее на уровне кинопроизводства и повышая ее на уровне предоставления услуг цехов. Это дает возможность реализовывать массу легальных схем по оптимизации налогообложения и динамически управлять центрами прибыли и центрами затрат.

  4. Мейджор финансирует кинопроект не деньгами, а предоставлением ресурсов и обеспечения на эквивалентные суммы. Это очень важно, так как фактически такая схема повышает устойчивость внутреннего денежного потока. При этом реальное финансирование (cash in) обеспечивают инвестиционные фонды и банки, которые не имеют рисков работы с мейджором ввиду его чудовищной долговой емкости и огромного стабильного денежного потока.

  5. Мейджор не выпускает ни одной копейки вне системы, так как все расходные статьи поддерживаются его поставщиками на его площадках, начиная от питания, транспортного парка, заканчивая съемочными павильонами и фитнесами для актеров. При такой схеме фонды, инвестируя в кинопроекты, продюсируемые мейджором, фактически финансируют операционные издержки его инфраструктуры.

Глобально, чтобы сразу понять потенциал проекта создания киномейджора, надо знать, что такое Голливуд. Изначально это был участок земли, пустоватый, на котором студии спонтанно начали возводить производственную инфраструктуру, значительно большего объема, чем просто съемочные павильоны.

Площадки студий – это в первую очередь зоны, где все люди, задействованные в производстве потока фильмов, могли решать свои проблемы. Эти зоны включали:

  • производственные и офисные площади;

  • жилые зоны, где жили звезды, влиятельные люди и часть ключевого персонала;

  • гостиницы и общепит;

  • медицинские зоны;

  • салоны красоты и фитнесы;

  • зоны сервиса, так как гламур требует поддержания формы;

  • парковые зоны;

  • логистические парки, где хранится реквизит и стоит экспедиционное оборудование – различные камервагены, гримвагены, лихтвагены, тонвагены, post-production вагены и еще куча различных вагенов(правильное написание?).

Впоследствии, когда Голливуд стал тем, чем он стал, вокруг стали селиться люди, имеющие отношение к кино, так как именно мейджоры постоянно загружали их работой.

Это были продюсеры, режиссеры, звезды, крупные сценаристы и композиторы – те, которые составляли элиту кино, располагали самыми значительными апартаментами и самыми большими земельными участками. Поближе к этим людям начали селиться бизнесмены и финансисты: их привлекал свет гламура, и они предлагали свои услуги людям из индустрии, у которых стали появляться деньги.

Параллельно развивалась розничная сеть всех видов – от магазинов до ресторанов. Естественно, когда количество людей возросло, появились социальные объекты – медицинские и спортивные учреждения, образовательные учреждения, причем огромное количество киношкол.

Создание кинопроизводственной инфраструктуры фактически дало толчок развитию района, который сейчас известен как Голливуд, как бренд.

Создание крупной киностудии является мощнейшим градообразующим фактором.

Разумеется, гламур притягивает много состоятельных людей, поэтому прилегающая территория дает определенные предпочтения крупным ритейлерам, оперирующим в сегменте «люкс». Поскольку крупное кинопроизводство притягивает огромное количество людей, которые надеются работать в кино, то на этой территории возникает огромное количество мотелей, недорогих гостиниц, ресторанов, прачечных самообслуживания, различных агентств и т.п. Огромные площади обусловливают создание сложной сети дорог и появление значительного количества автомобилей. Следовательно, возникают бензозаправочные станции, станции техобслуживания, масса паркингов, фирм по аренде автомобилей, по утилизации автомобилей и т.д.

Создание глобальной кинотудии на площади 2000–3000 га порождает спрос и рост стоимости земли в радиусе до 20–30 км от центральной зоны.

Именно этот тезис является центральным при осознании фактора капитализации проекта. Поэтому, по сути, при создании мегакиностудии и одновременном комплексном девелопменте близлежащих земель реализуется синергетическая модель прибыли, где киностудия и базирующиеся на ней кинокомпании являются якорем для развития близлежащего района. Создание киномейджора предполагает создание полноценной инфраструктуры, ядром которой выступает крупная современная киносъемочная площадка. Развитие и строительство киноинфраструктуры, поддерживающей и транспортной сети осуществляются одновременно с освоением прилегающих территорий. Киногород может включать до 6 функциональных зон.

Производственная зона, включая киноцеха, площадки, склады и необходимую техническую и логистическую инфраструктуру, где могут одновременно находиться до 100 –200 тыс. человек. В этой зоне осуществляется производство кинопроектов различного масштаба и жанров. Внешне это напоминает логистический парк. Внутри расположены различные павильоны, которые, как трансформеры, могут легко перестраиваться под нужды различных проектов. С точки зрения недвижимости киностудию можно отнести к типичному логистическому и производственному парку.

Зона тематических парков и аттракционов, ресторанов, магазинов, где могут одновременно находиться до 200 тыс. человек в день. Это важная доходная составляющая. Люди безумно интересуются кино, а наблюдение за производственным процессом или его имитацией – это отличный аттракцион.

Офисная зона, включая парковки, рестораны. В этой зоне располагаются все управляющие структуры, а также бесчисленное количество различных агентств и независимых кинокомпаний, офисов компаний, бизнес которых тесно связан с кино. Большое кино – это доступ к тусовке, именно поэтому стратегически важно иметь офис в правильном месте. И именно поэтому такие имущественные комплексы, как Мосфильм, Киностудия им. М.Горького, здание бывшей ЦСДФ, комплекс зданий на Королева, 12, 13, 18, заполнены й арендаторами. Арендаторы – это хорошо, к тому же им надо где-то кушать и парковать машины.

Зона А – гостиницы, рестораны, магазины, бутики, фитнес-центры, дорогое жилье, престижные частные школы, престижные медучреждения – фактически элитная зона. Скверы и сады, бассейны. Банки, адвокаты, автосалоны. SPA – центры. Центральный мультиплекс с киноконцертным залом с прицелом на фестивали и мегапремьеры – аналог Канн. Морские причалы. Золотой город. Это более продвинутая версия Рублевки и, уж точно, более интересная версия проекта, реализуемого «Нафта-Москва». В этой зоне будут иметь жилье звезды и состоятельные люди. Не все там будут жить, но размещение капитала в виде элитных апартаментов будут иметь многие.

Зона В – доступные гостиницы, рестораны, кафе, фаст-фуды, торговые улицы, магазины, фитнесцентры, спортивные центры и стадионы, ипподром, жилье бизнес-класса, таунхаусы, частные школы, медучреждения, автосервисы, стоянки, и т.п. Парки. Банки, адвокаты, сервисные центры. Торгово-развлекательные центры. Детские сады. Станции метро, наземных поездов. Этой зоной пользуются бесчисленные профессионалы, которые задействованы в бесчисленных кинопроектах.

Зона С – гостиницы, рестораны, кафе, фаст-фуды, торговые улицы, магазины, фитнес, спортивные центры и стадионы, ипподром, жилье эконом-класса, многоэтажное жилье, школы, медучреждения, автосервисы, стоянки и т.п. Крупные торговые центры. Автомобильные развязки. Парки. Высшие учебные заведения. Больницы. Детские сады. Торгово-развлекательные центры.

Реализация такого проекта требует серьезных партнеров, среди которых могут быть:

  • крупные голливудские мейджоры, которые очень быстро захотят стать дольщиками такого проекта;

  • крупные инвестиционные фонды и банки, финансово-промышленные группы;

  • крупные российские и международные девелоперы;

  • крупные риэлторские компании;

  • крупные розничные сети по всем отраслям, начиная от Wal-Mart и заканчивая альянсом «Перекресток-Пятерочка»;

  • крупные логистические компании;

  • крупные гостиничные операторы;

  • крупные операторы и ритейлеры в области досуга;

  • разумеется, представители федеральных и местных властей.

Теперь, когда мы выяснили примерно структуру проекта, можно рассмотреть структуру бизнес-проекта, так как именно на основе этого станет очевидна модель прибыли такого образования. Функциональная структура мейджора показана на рисунке 1.

Финансовое управление кинокомпании

На рисунке видно, что, по существу, мейджор состоит из 4 важнейших элементов:

  • финансового подразделения, которое выполняет функцию управляющей компании и оперирует на уровне корпоративных финансов. Его основная задача – обеспечение структуры рабочим капиталом, поддержание оптимальной структуры капитала, управление акционерной стоимостью и стратегическим развитием;

  • собственно кинокомпании, которая реализует полный цикл управления портфелем кинопроектов от его создания до реализации;

  • управления инфраструктурой. Это в первую очередь техническая база, которая позволяет выполнять любые внутренние задачи и предоставляет широкий спектр услуг для внешних заказчиков. Причем, как часто это бывает, эффект масштаба позволяет предоставлять более широкий ассортимент услуг более высокого качества и по более низким ценам. Основная задача управления – диспетчирование многочисленными техническими средствами для обеспечения оптимальной загрузки и надежности. Это, как супер-сервер, которому направляют запросы отдельные кинопроекты. Поэтому принципиальным здесь является планирование и внутренняя логистика. Когда оборудование простаивает, фирма терпит убытки. Когда фирма не может предложить услугу из-за перезагрузки оборудования, что часто бывает следствием плохого планирования – фирма недополучает прибыль;

  • управления недвижимостью и связанными бизнесами. Его задача получение дохода от сдачи в аренду различных помещений киностудии. К примеру, на территории надо кормить много людей. С этой целью приглашаются в качестве арендаторов несколько операторов ресторанного бизнеса. Выгода обоюдная – киностудия получает арендные платежи и решает проблему с питанием, а ресторанный оператор имеет устойчивый поток клиентов. Аналогично с магазинами, гостиницами и парковками.

Очень примерный отчет о прибылях и убытках кинокомпании-мейджора выглядел бы так:

Отчет о прибылях и убытках кинокомпании

Реальные мейджоры диверсифицированы значительно больше. Возьмите в качестве примера сайт кинокомпании Walt Disney (http://home.disney.go.com/), которая занимает 63-е место в списке FORTUNE500. Хотя это сайт для потребителей, но даже из него видно, что мейджор не специализируется только на кинобизнесе. Мейджор специализируется на развлечении, поэтому принципиальным отличием крупного мейджора от обычной кинокомпании является его переход из сегмента собственно кинобизнеса в сегмент индустрии развлечений вообще. Только такая компания, такого масштаба может реализовать все возможности этой индустрии + синергия с отраслью недвижимости и финансов. В заключение хотелось бы привести несколько обзорных цифр из отчета Global Entertainment and Media Outlook: 2006–2010, выпущенного PricewaterhouseCoopers LLP.

Сначала обратите внимание на список, показывающий основные сегменты индустрии развлечений:

  • Filmed Entertainment – киноиндустрия;

  • Television Networks: Broadcast and Cable – телевизионные и кабельные сети;

  • Television Distribution – телевизионная дистрибьюция;

  • Recorded Music – музыка;

  • Radio and Out-of-Home Advertising – радио- и наружная реклама;

  • Internet Advertising and Access Spending – Интернет-реклама;

  • Video Games – видеоигры;

  • Business Information – бизнесинформация;

  • Magazine Publishing – издание журналов;

  • Newspaper Publishing – издание газет;

  • Book Publishing – издание книг;

  • Theme Parks and Amusement Parks – тематические парки;

  • Casino and Other Regulated Gaming – казино и азартные игры;

  • Sports – спорт.

Таблица 3

Рынок индустрии развлечений

Большинство мейджоров оперируют на всех или большинстве представленных сегментов, и такую возможность им обеспечивают три кита:

  • возможности создания контента;

  • владение недвижимостью и огромными площадками;

  • финансовая мощь и способность привлекать дешевые средства.

Традиционно многие мейджоры начинали с киноиндустрии, но постепенно произошла серьезная диверсификация, и они оперируют на всех крупных рынках. Вы хотите оценить масштаб рынка индустрии развлечений? Посмотрите на таблицу 3 из отчета Global Entertainment and Media Outlook: 2006–2010.

Нам интересна прогнозная цифра 2007 года – 1 триллион 525 млрд долларов США. И наконец, таблица 4, которая дает нам представление об объемах рынка по сегментам.

Таблица 4

Объем кинорынка по сегментам

Из этой таблицы виден удельный вес различных сегментов, но все они лежат на технологических платформах, которые позволяют производить и распространять мультимедийный и мультиформатный контент. К этому надо добавить, что часто мейджоры аффилированы с кинотеатральными сетями, что позволяет им иметь рычаг для преимущественной дистрибьюции своей продукции.

И последний, самый главный вопрос , который в конечном итоге интересует инвестора: сколько это удовольствие стоит и какую доходность будет приносить. В рамках данной статьи я могу ответить на этот вопрос только приблизительно. Киностудия начинается с земельного участка, площадь которого зависит от мощности потока продукции, который киностудия будет выдавать – всех жанров и форматов, а также от ее политики в отношении сопутствующей инфраструктуры. Это означает, что минимальный вариант – небольшая пло щадка с несколькими павильонами, а максимальный вариант – КИНОГОРОД с описанными мной зонами (www.invest-pro-act.ru). Исходя из этого капитальные затраты могут распределяться на следующие статьи:

  • разработка концепции и ТЭО;

  • поиск и приобретение земельного участка;

  • разработка проекта, включая получение ТУ, получение ИРД;

  • строительство объектов инфраструктуры, включая производственные цеха, павильоны, офисы, гостиницы, социальные площадки;

  • найм постоянного персонала;

  • приобретение и инсталляция специального оборудования;

  • затраты на запуск необходимого количества проектов;

  • затраты на интеграцию в мировую киноиндустрию.

Можно рассмотреть грубо 3 варианта: минимальный, максимальный, средний. Все цены в долларах. Предполагается приобретение земельного участка в 35–50 км зоне от МКАД г. Москвы, хотя возможно и принципиально иное расположение, к примеру в Краснодаре. Самое главное – это где и в каком статусе брать землю. Очевидно, если это вторичный рынок – это дорого, поэтому целесообразно не покупать землю, а искать партнеров с земельными участками, хотя это вопрос дискуссионный. И цифры очень грубые (таб. 5).

На первый взгляд, огромные цифры, но надо понимать, что почти 80–90% – это капитальные затраты в высоколиквидную недвижимость. 100% этой недвижимости – это полнофункциональные объекты, такие как офисы, торговые и иные коммерческие площадки, которые создают высокоразвитую инфраструктуру. А специфические павильоны для кинопроизводства – не что иное, как, по существу, склады класса А. С той только разницей, что складские услуги значительно дешевле и более низкорентабельны, чем услуги кинопроизводства. К тому же склады не привлекают такое количество туристов. Также имеет значение тот факт, что чем более масштабный проект, тем больше доходных опций он включает.

Финальный вопрос для инвестора: если киностудия – это, по существу, комплекс недвижимости, то почему имеет смысл строить именно киностудию, а не что-то менее экзотическое? Здесь может быть два ответа:

Ни один другой объект не является столь притягательным и, соответственно, не способствует росту цен на земельный участок и сооружения.

Соединение киностудии, а лучше сказать производственной контентной базы, и огромной диверсифицированной продюсерской компании, к тому же в значительной степени вертикально интегрированной, является более высокодоходной моделью по сравнению с классическим бизнесом в недвижимости.

Только модель мейджора может дать и много источников дохода, и множество как синергетических эффектов, так и малокоррелирующих бизнес-приложений. А это, по существу, – почти идеальный портфель.

В заключение хотелось бы добавить, что России необходим такой проект, так как ни старые, ни новые площадки совершенно не подходят для этого глобального формата. Более того, именно создание такого мегаобъединения может служить единственным условием интеграции нашей страны в мировой кинопроцесс. Я подчеркиваю, – единственным, поскольку только наличие такой площадки позволяет реализовать международные проекты, а значит, привлекать мировых специалистов, чтобы общение с ними смогло помочь нашему коммерческому кино. Тому – как в действительности надо его делать.

Вы еще не создали кинокомпании с киностудией? Мы идем к вам!

Таблица 5

 

Минимальный, от 50 га

Средний, от 300 га

Максимальный, от 2000 га

Разработка концепции и ТЭО

От $150 тыс

От $200 тыс

От $500 тыс

Поиск и приобретение земельного участка.

От $30 до 100 млн.

От $200 до 500 млн. $

От $ 0,7 до 2 млрд.

Разработка проекта, включая получение ТУ, получение ИРД.

От $5 до 20 млн.

От $8 до 15 млн.

От $20 до 30 млн.

Строительство объектов инфраструктуры, включая производственные цеха, павильоны, офисы, гостиницы, социальные площадки.

До 200000 кв. метров, от $200 до 300 млн.

До 700000 кв. метров, от $500 до 900 млн.

До 2#3 млн. кв. метров, от $2 до 5 млрд.

Найм постоянного персонала

     

Приобретение и инсталляция специального оборудования. (реально лизинг)

От $10 млн.

От $70 млн.

От $300 млн.

Итого примерно капитальные затраты

От $150 до 500 млн.

От $800 до 1500

От $4 до 10 млрд.

---

Источник: alexkrol.ru

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно