Кинофестивали

 

Кинофестивали

 

История фестивалей

Для большинства фильммейкеров кинопоказы на фестивалях - это самый удобный способ получить зрительскую аудиторию для своего фильма. Для многих серьезных независимых режиссеров - это то место, где они надеются получить покупателя своего фильма.

Первый крупный кинофестиваль прошел в Венеции в 1932-м году; остальные крупные международные фестивали (Берлин, Канны, Москва, Карловы Вары) стартовали в 40-х и 50-х годах.

Первый североамериканский кинофестиваль прошел в Сан-Франциско в марте 1957-го. Он сыграл важную роль в ознакомлении американского зрителя с зарубежными фильмами. Среди этих фильмов был «Расемон» Акиры Курасавы и фильм Сатьяджит Рэя «Песнь дороги».

Фестиваль в Торонто (который стартовал в 1976) стал основным фестивалем Северной Америки, наиболее популярным во всем мире.

Самые значимые фестивали

 

Хотя список крупных фестивалей постоянно подвергается изменениям, существует список международных фестивалей класса «А». Как правило, у них эксклюзивные требования, так что премьера новых фильмов должна проходить на одном из них, и только на одном, прежде чем они будут демонстрироваться на других фестивалях. Список фестивалей класса «А» утверждается Международной Федерацией Ассоциаций Кинопродюсеров (FIAPF). Для того, чтобы получить аккредитацию, кинофестиваль должен соответствовать нескольким критериям: быть международным; проводиться ежегодно; пользоваться поддержкой местной киноиндустрии; в конкурсе не должно быть фильмов, которые ранее участвовали в других фестивалях. Кроме того, в одной стране может быть только один подобный фестиваль.

Фестивали класса «А» (на самом деле, некоторые из них не столь влиятельны):

  • Каннский кинофестиваль (Франция, конец мая)

  • Берлинский кинофестиваль (Германия, начало февраля)

  • Шанхайский кинофестиваль (Китай, июнь)

  • Московский кинофестиваль (Россия, конец июня)

  • Кинофестиваль в Карловых Варах (Чехия, июль)

  • Кинофестиваль в Локарно (Швейцария, август)

  • Монреальский кинофестиваль (Канада, сентябрь)

  • Венецианский кинофестиваль (Италия, август-сентябрь)

  • Сан-Себастьянский кинофестиваль (Испания, сентябрь)

  • Кинофестиваль в Варшаве (Польша, октябрь)

  • Кинофестиваль в Токио (Япония, октябрь)

  • Кинофестиваль в Мар-дель-Плата (Аргентина, март)

  • Каирский кинофестиваль (Египет, ноябрь-декабрь)

Также аккредитованы 5 кинофестивалей документального и короткометражного кино:

  • Кинофестиваль «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге

  • Кинофестиваль в Тампере

  • Кинофестиваль в Оберхаузене

  • Кинофестиваль в Кракове

  • Кинофестиваль в Бильбао

Другие престижные кинофестивали, не имеющие конкурсной программы или не получившие аккредитациюFIAPF:

  • Кинотавр (Сочи)

  • Кинофестиваль в Мангейме-Гейдельберге

  • Роттердамский кинофестиваль

  • Кинофестиваль в Сан-Франциско

  • Кинофестиваль в Торонто (аккредитован FIAPF как неконкурсный)

  • Лондонский кинофестиваль (аккредитован FIAPF как неконкурсный)

  • Фестиваль Американского института киноискусства (AFI)

  • Сандэнс (Sundance Film Festival)

  • Лос Анжелес (Los Angeles Film Festival)

  • Сиэттл (Seattle International Film Festival)

  • Трайбека (Tribeca Film Festival, Нью-Йорк)

  • South by Southwest (Остин)

Из этих фестивалей в качестве международного кинорынка наиболее привлекательны Канны, Торонто и Сандэнс. Подавляющее большинство независимых кинопроектов, ранее не получивших дистрибьюцию и показанных на этих фестивалях, имеют намного больше шансов попасть в кинопрокат, нежели после показа на любом другом фестивале. На этих фестивалях присутствуют агенты по приобретению фильмов, представленные от большинства дистрибьюторов.

Тем не менее, остальные фестивали также заслуживают внимания, и на них тоже можно привлечь дистрибьюторов.

Если же ваш фильм рассчитан на русскоязычную аудиторию, то вы можете участвовать в любом отечественном фестивале, если фильм соответствует тематике.

Из отечественных фестивалей наиболее интересны:

  • Международный Московский Кинофестиваль (ММКФ)

  • Кинотавр (Сочи)

  • Киношок (Анапа)

  • Фестиваль Фестивалей (Санкт-Петербург)

  • Послание к Человеку (Санкт-Петербург)

  • Молодость (Киев)

  • Одесский Международный Кинофестиваль (Одесса)

и многие другие специализированные и неконкурсные кинофорумы.

Даже если фестивали не столь популярны, все равно вам стоит демонстрировать свой фильм на максимальном количестве площадок. Вероятно, там не будет агентов, но вы все еще будете распространять молву о фильме. Собирайте любые критичные, похвальные отзывы и рецензии, затем включайте в ваш пресс-кит.

Обратная связь на фестивалях позволит вам понять, в каком русле пытаться дальше распространять фильм, если он хорош. Вы также наладите связи с другими кинодеятелями, фанатами, кинокритиками и руководителями фестивалей, которые, возможно, помогут вам распространять молву о фильме, а может поспособствуют в создании следующего проекта.

Подготовка к участию на фестивалях

 

Если вы ранее еще не посещали фестивали, то постарайтесь сделать это до того, как отправите свой фильм на один их них. В идеале вам стоит посетить все интересные вам фестивали за год до отправки вашего фильма. Разведывательная поездка на фестиваль без фильма окупится, когда вы будете полностью готовы предоставить фильм на следующий год.

Среди вещей, которым вам стоит уделить внимание, отметим получение списка всех должностных лиц и жюри фестиваля. Хотя они меняются из года в год, зная людей по именам, вы сможете наладить больше контактов прежде, чем покажите свой фильм. Ваши шансы на успех на фестивале будут расти, если рядом с вами будут люди, которые являются частью мероприятия.

Исполнительный директор канадского фестиваля документального кино HotDocs Крис МакДональд выступил с лекцией в рамках фестиваля про права человека DocuDays. HotDocs является крупнейшим в Северной Америке фестивалем документального кино, и г-н МакДональд не понаслышке знает не только о том, как правильно подавать свои работы на фестиваль, но и как вести себя на самом марафоне — будь вы автором документального или художественного кино. Свои выводы он изложил слушателям лекции, а Киномастерзаписал и делится с Вами)

1. Будьте готовы внести плату за заявку, такой себе членский взнос. такое практикуется не везде — в Европе у вас редко потребуют, а вот Америке и Канаде — почти всегда. Немногие знают, что иногда можно попросить об отсрочке оплаты или даже отмене, если вы, к примеру, студент. Рассматривая фестиваля, на которые вы хотите податься, нужно сразу рассчитать, сколько вы готовы заплатить. На HotDocs, кстати, принимают работы без членских взносов.

2. Учтите вопрос региона — в некоторых могут быть запреты на те или иные темы. Кроме того, в Америке не будут показывать то, что показывали в Европе и наоборот. Решите, где вы ходите показать свой фильм впервые.

3. Выбрав фестивали, ознакомьтесь с их правилами, чтобы не тратить впустую силы и деньги. Существуют различные требования по хронометражу, темам и т.д.

4. Прежде, чем отправлять фильм, посмотрите в календарь. За 3-4 месяца до проведения фестиваля, окна приемов, как правило, уже закрываются.

5. Если вами заинтересовались, не спешите соглашаться на участие. Подумайте дважды, прежде чем принимать ли предложение. Возможно, один фестиваль станет барьером для участия в других, более подходящих для вас. Интересуйтесь территорией проката, сроками, количеством показов. Думайте глобально.

5. Просчитайте свои выгоды. Например, плата вам за показ — некоторые фестивали так делают. Учитывайте этот момент и прочие особые условия вроде пиара, оплаты перелета, проживания и т.д. Если фестиваль этого не предоставляет, подумайте, можете ли вы туда поехать.

6. Проверьте, кто бывает на этом фестивале — сколько там зрителей, кто уже приезжал из заслуженных авторов. Некоторые фестивале громко о себе заявляют, но, на деле, на фильмы ходят по 10-20 зрителей. Вам это надо?

 

7. Есть ли финансовое поощрение для победителей. Это не всегда учреждено на всех фестивалях, но может быть приятным дополнением к успеху, а также обеспечить вам съемки следующего проекта.

8. Если вы уже сказали «да», не увлекайтесь фестивалями. Опыт участия не всегда волшебный, и участие с одним и тем же фильмом во многих фестивалях может отвлечь вас от новых съемок. Всегда четко понимайте, зачем вы приехали на тот или иной марафон, пусть это не будет участием ради участия. Даже если вы просто хотите посмотреть город, в котором проходит фестиваль, отдавайте себе в этом отчет.

9. Занимайтесь продвижением своего фильма на фестивале — буклеты, открытки, запасные копии фильмов наDVD, визитки, сувениры, приглашения. Это — правильная личная инициатива. Подарите вашей работе максимальную публичность! Рассылайте СМИ пресс-релизы до показа, многие будут использовать эту информацию.

10. Налаживайте контакты и будьте готовы предоставить будущим партнерам и дистрибьюторам копии фильмов или ссылку для онлайн показов. Пусть все это будет под рукой.

11. Планируйте, ориентируясь на дату показа, поработайте до, во время и после показа над продвижением своего проекта. Это не менее важно, чем снять фильм.

12. Подумайте о себе. У вашего фильма уже есть цепляющее название, которое привлекло программников во время отбора. Так же и вы должны быть запоминаемым, симпатичным, секси. Мы всегда должны ориентироваться на аудиторию — от программника до зрителя на диване.

13. Нельзя продавать права на фильм фестивалю!

 









Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно