Расскадровка

Расскадровка

Литературный сценарий еще нельзя переносить на экран - его необходимо превратить в режиссерский (рабочий) сценарий, переработанный режиссером для удобства работы на съемочной площадке, где будут точно определены самые важные компоненты фильма.


Поскольку невозможно держать в голове или записывать на листочках все необходимые для съемок фильма вещи, создается этот документ. Его не читает никто кроме режиссера и оператора, там пояснения исключительно для них. Актеры чаще всего получают простой литературный вариант.

Сценаристу знать, как пишется режиссерский сценарий, острой необходимости нет, если конечно этот сценарист не мечтает стать когда-нибудь режиссером своих фильмов. Однако, любое знание ценно.

В режиссерском сценарии будущий фильм выстраивается из отдельных кадров, дается точное и краткое описание каждого из них, определяется их длительность, необходимая для развития действия. В нужных местах указывается музыкальное, речевое, шумовое сопровождение.

В режиссерском сценарии одна графа соответствует одному кадру фильма. Кадру не в смысле 1/24-ой секунды, а в смысле одному промежутку работы камеры от включения до выключения, одному дублю, монтажному фрагменту, цельному куску записи. И здесь необходимо описать все, что требуется уметь и иметь для того, чтобы снять этот кадр.

Режиссёрский сценарий представляет собой таблицу, в максимальном объёме состоящую из следующих столбцов:

СТОЛБЕЦ «№» - порядковый номер кадра. У каждого свой. Этим номером пользуются, начиная с режиссёрского сценария до монтажа фильма. По этим номерам ведется работа с отснятым материалом и учет работы съемочной группы.

СТОЛБЕЦ «ХРН» — хронометраж кадра в секундах или сколько длится кадр. Садитесь с секундомером, проговариваете реплики, прикидываете действия и замеряете примерно (это не шутка).

СТОЛБЕЦ «РАСКАДРОВКА» — рисунки кадра.

СТОЛБЕЦ «ОБЪЕКТ» — объект съемки. Они бывают всякие. И если в литературном сценарии достаточно было написать ИНТ. или НАТ., то здесь уже нужна конкретика. Если вы пишите просто ИНТ. КВАРТИРА – значит, у вас есть уже какая-то определенная квартира, где вы планируете снимать. Не лишнее указать адрес (и это снова не шутка). Если эта квартира построена на киностудии – ПАВ. ИНТ. КВАРТИРА. Натура тоже может быть, натуральной и павильонной. И ещё стоит помнить об экстерьере. Не стоит думать, что это американизированный перевод и просто вариант НАТ. Отнюдь – экстерьер вполне самостоятельное существо, это нечто построенное человеком, но находящееся под открытым небом. Проще привести пример: ЭКСТ. ЛЕТНЕЕ КАФЕ, ЭКСТ. УЛИЦА, ЭКСТ. ПЛАТФОРМА. И если, например, написано ЭКСТ. ДОМ, сразу понятно, что дом в этой сцене показывается снаружи. (ЭКСТ. тоже может быть павильонным).

СТОЛБЕЦ «КРУПНОСТЬ» или «ПЛАН» — это графа для оператора и указывает на крупность плана кадра: ДАЛЬНИЙ, ОБЩИЙ, СРЕДНИЙ, КРУПНЫЙ, ДЕТАЛЬ. 
Дальний план – это все что угодно на большом пространстве: поле битвы, дорога, океан и.т.п. Единственное, что, наверное, стоит запомнить: не меньше 3 секунд должны быть дальние планы, потому что зритель должен успеть все разглядеть, и не дольше 6, потому что он сбивает ритм фильма, замедляя его. 
Общий план – человек помещается в полный рост и ещё остается местечко. 
Средний план – начинается от плана «по колено», так называемого «американского плана», придуманного именно там, чтобы показать вещь, которую герой несет (если несет) в руке (пистолет, например) и далее планы «по линию бедёр» и «по пояс». Хоть человека и много в кадре, все-таки остается пространство. 
Крупный план – пространства в кадре нет, там один большой герой.
План-деталь – палец с обручальным кольцом, глаз, ухо и пр.
При прописывании порядка планов есть определенные законы. Например: НЕ СКАКАТЬ ПО КРУПНОСТИ. То есть не прыгать через ступеньку, с дальнего на крупный, с детали на общий и.т.п. Переходить надо плавно: если нужно попасть с дальнего на крупный, обязательно нужно пройти общий и средний или использовать прием наезда камеры. 


СТОЛБЕЦ «ДЕЙСТВИЕ» — в данный столбец переносится блок литературного сценария «Описание действия» то есть то, что происходит в кадре и дополняется заметками режиссера. 

СТОЛБЕЦ «ДИАЛОГИ» — в данный столбец переносится блоки литературного сценария «Имя героя» и «Реплика героя». 

СТОЛБЕЦ «ЗВУК» — это столбец звукорежиссёра в нём описываются технические особенности звука, а также особенности звукового и музыкального оформления.

СТОЛБЕЦ «РЕКВИЗИТ» — здесь указывается значимый реквизит для кадра, который иногда сопровождается его описанием. Что нужно, чтобы снять наезд, без использования оптики? Нужно двигать камеру. Как? По рельсам. На чём? На тележке. В реквизит записываются рельсы и тележка. Нужен кран - туда кран. Осветительные приборы, дождевая машина, таблетки от звёздной болезни – всё туда. Потому что эту колонку будет читать человек занимающийся реквизитом и пусть лучше он принесёт лишнее, чем забудет что-то нужное.

СТОЛБЕЦ «ПРИМЕЧАНИЯ» — примечания режиссёра относительно съемок, в котором указывается в том числе порядок комбинированных съемок. Также можете там писать любые замечания, какие хотите. Всё, что имеет значение.
В зависимости от требований конкретной кинокомпании и сложности проекта столбцы могут объединяться, исчезать и добавляться новые.

И все же, каким бы подробным ни был режиссерский сценарий, он не может отразить полного представления режиссера о будущем фильме, так как является лишь описательным планом работы. Здесь еще нельзя показать внешность персонажей, декорации, мизансцены кадров, монтажные стыки отдельных сцен и эпизодов, изобразительный стиль будущего фильма. Все эти пробелы может восполнить раскадровка.

Раскадровка - это не написанный, а нарисованный режиссерский сценарий, это изобразительный план будущего фильма. Раскадровка разрабатывается режиссером вместе с художником. В ней последовательно зарисовано содержание всех сцен. В зависимости от сложности в каждой сцене, можно сделать один или несколько рисунков. Обычно раскадровка состоит из небольших рисунков и дает лишь самое общее представление об изобразительном решении фильма, но от качества выполнения которой, зависит соответствие будущего фильма первоначальному замыслу.

Когда речь идёт о серьёзном производстве, где каждый съёмочный день стоит много денег, где за день снимается много сцен, импровизировать на съёмочной площадке просто нет времени. Поэтому, необходимо прорисовать каждый кадр заранее. Хотя это очень кропотливое занятие. Если в минуте видео идет перемена 20 планов, значит это должно быть 20 рисунков отображающих это.

В малобюджетном независимом кино, менее накладно не рисовать раскадровку, имея во время съёмок только литературный сценарий — в случае чего, потом можно переснять. Но, даже в таких условиях, результат всегда получается лучше, если заранее всё раскадровать.

Раскадровка – это еще продумывание сюжета с помощью ключевых кадров. А ключевые кадры – это кадры, которые отображают смену плана или действия. Все остальные кадры между ними называются промежуточными.

Одно должно быть понятно, где кто стоит и как его снимает камера. Если в кадре панорама, рисуются две, а то и три картинки: начальная стадия, средняя и конечная. То же самое при наездах, отъездах, трэвелингах (живая камера) и прочих изысках. 

Внешность героев будущих фильмов определяется в процессе поиска наиболее выразительных черт, как можно полнее и ярче характеризующих данный персонаж. В рисунке типажей художник и режиссер учитывают и необходимую для этой фигуры степень подвижности - ведь характер героев фильма будет определяться их действиями.

Представление о внешней среде, где разворачиваются события, дадут эскизы декораций, выполненные отдельно. А на раскадровках декорации даются лишь эскизно, намеком.

Чем подробнее раскадровка, тем удобнее видеть ошибки и править их. Можно писать замечания, или диалоги, или время, или все сразу прямо на этих рисунках. Рисуя её нужно учитывать композицию кадра и пропорции видео изображения, в котором будет съёмка (16:9 или 4:3).

Потом её можно вставить в программу-монтажку уже со звуком, пусть черновым, и уже смотреть на нее в действии. Получится, как бы мультик только с 1 кадром в сек. (или с 1 кадром в 10 сек). Удобно посмотреть, может, какая-то сцена затянута, или наоборот.
Съемка с продуманной раскадровкой займет гораздо меньше времени и ресурсов.

Можно раскадровки рисовать от руки.
Для большего реализма и для воспроизведения анимации, раскадровки можно рисовать в PowerPoint.

Для автоматизации этой работы можно использовать специальные программы:
- для создания 3D-раскадровок — FrameForge Previz Studio. Позволяет создавать сцены, расставлять актёров в разных позах, менять им выражения лиц, раздавать реквизит, расставлять мебель — для всего этого в программу входит большое количество смоделированных объектов. Плюс ещё можно самому туда импортировать разные штуки.

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно