Режисер

Режиссёрская работа / Часть 1

 

               Режиссер во время подготовки к съемкам

 

Режиссер фильма во многом схож с дирижером оркестра. Во-первых, как дирижер, должен в уме собрать идеал того, как должна звучать музыка, а режиссер должен в уме видеть, как фильм должен выглядеть. Во-вторых, как и дирижер, режиссер фильма должен передавать свое видение различным исполнителям, так, что каждый работает на создание единого видения.

Режиссерскую работу иногда сравнивают с работой полевого генерала, постоянно отдающего приказы военнослужащим. Хотя некоторые режиссеры именно так и работают, их обычно недолюбливали, и они не были успешными долгое время. Наиболее эффективные режиссеры обмениваются их видением и стимулируют персонал и актеров участвовать в процессе, способствуя проявлению их лучших творческих способностей.

В действительности эти два процесса создания видения и разделения его с группой есть один непрекращаемый процесс, начатый режиссером, и постоянно развивающийся, т.к. все участники команды вносят свой вклад, а режиссер реализовывает пути совершенствования и развития общего видения.

Конечно, работа режиссера заключается в коммуникации. Хотя некоторые режиссеры являются создателями фильма и играют одновременно несколько ролей, но единственные задачи, относящиеся именно к режиссерскому делу, будут беседы, выслушивания и убеждения.

Режиссеру необходимо уметь хорошо писать и рассказывать людям истории, и уметь пользоваться всеми доступными трюками и хитростями для лучшего восприятия этих историй слушателями. Хорошие режиссеры имеют при себе записные книжки или журналы, где они хранят свои мысли, идеи и планы на фильм, чтобы включать их в нужное время, и быть уверенными, что ничего не забудется в этом хаосе производства.

Чтение сценария

Первостепенной задачей режиссера в предсъемочный период является прочтение сценария. Во многих независимых фильмах режиссер является также и сценаристом, поэтому вы, вероятно, подумаете, что автору сценария уже хорошо известна история сюжета и он может пропустить этот шаг. Когда формируется видение картины, не стоит пренебрегать этим шагом.

Это тот период, когда режиссер может свободно со стороны взглянуть на сценарий, как на основу фильма, глубоко погрузиться в сюжет, чтобы прояснить исходные условия, найти все скрытые смыслы, психологические интриги, обычные вопросы, взрыв чувств, образы, звуки и запахи, чтобы суметь сформулировать все это в едином мощном и запоминающемся видении.

Писатель-режиссер часто оказывается в невыгодном положении в данном случае, потому что ему будет труднее прочитать сценарий и оценить его свежим взглядом.

  1. Читайте сценарий так, как если бы вы смотрели готовый фильм, и вы представления не имеете, чем все закончится. Просто позвольте сюжету проигрываться в вашем воображении.

  2. После прочтения сценария запишите в свою записную книжку ваши мысли. Особое внимание уделите тому, какие эмоции вы ощущали. Вашей работой будет задача снять фильм, вызывающий эти ощущения, эмоции у зрителя с максимальным эффектом. Если какое-то действие не эмоционально, также отметить это. Постарайтесь устоять перед искушением и придумывать корректировки в данном моменте сюжета. Сейчас вы пытаетесь понять, как срабатывает эта история.

  3. Наконец, определитесь, какова эмоциональная суть фильма. О чем на самом деле этот фильм. Каковы цели и препятствия к их достижению встречаются у отдельных личностей, какие эмоции вызвала история, как она коснется аудитории, чему научится зритель у героев.

Как вариант, можно предложить прочесть сценарий вашему другу и посмотреть, вызывает ли история такие же реакции у него, как у вас, и вообще срабатывает ли данный сценарий.

Углубленный структурный анализ сценария

 

На подготовительном этапе работы режиссера выполняется разложение сценария по полочкам, чтобы выяснить, что заставляет данный сюжет действовать на людей.

В точности определите, какова сущность каждого героя, какие жизненные идеи он преследует в ходе рассказа и к чему стремится. У каждого персонажа стоят цели поручить, уничтожить, осмеять, научить, обвинить, исцелить, узнать, найти, поменять или покорить. У большинства из них будут внешние и внутренние задачи. Например, внешней задачей может быть постройка дома, а его внутренней задачей окажется проявление своих способностей и убеждение друзей в своей значимости.

Подобные задачи существуют еще до того, как начинают развиваться события, или могут сформироваться в начале сюжета. Определите эти задачи для каждого героя.

Какие препятствия становятся на пути достижения поставленных героями целей? В интересных сюжетах препятствия оказываются внутренними, основанными на психологических аспектах человека, но представлены в виде более очевидных внешних обстоятельств, таких как другие персонажи или природные явления, вроде свирепствующего бурана.

Какие действия следует предпринять персонажам, чтобы попытаться преодолеть препятствия и достичь своих целей? Это те реальные шаги, которые необходимо выполнить на их пути.

Какими средствами и возможностями могут воспользоваться персонажи? Это будут некоторые уточнения в тексте, представленные в виде наречий, например, спокойно, горделиво, энергично, быстро или очаровывающе.

Какие коррективы вносят персонажи, когда их действия и попытки оказываются безуспешными?

Проанализируйте еще раз цели, препятствия, методы, действия и коррективы в ролях каждого героя для каждой сцены, где они принимают участие. Отметьте важные замечания в ваших записях. Это будут очень полезные и необходимые замечания, когда во время работы на съемках вы сможете предоставить актерам сильные и точные наставления.

Также постарайтесь определить в каждой сцене, какими реальными действиями могут заниматься герои, чтобы не стоять столбом, зачитывая свои диалоги. В реальности люди с целью осуществления своих задач и во время различных диалогов всегда чем-то заняты, например, приготовлением пищи, чтением книг, блужданием по Интернету.

Работа со сценаристом

 

Если режиссер не является автором сценария, очень важно, чтобы режиссер и сценарист во время подготовки к съемках смогли наладить хорошие рабочие отношения и сохранить их до периода съемок. Сценарист видит сюжет и развитие событий в своем воображении, а режиссеру необходимо перевести эту историю в реальные сцены в реальных местах с реальными актерами, исполняющими свои роли и играющими на сцене в рамках определенного бюджета. Это часто может привести к разногласиям в видении картины в целом. К тому же сценаристы часто слишком привязываются к своему мнению и не могут оценить какие-либо новшества, предлагаемые режиссером свежим взглядом.

Режиссеру стоит всегда сохранять свое позитивное отношение и энтузиазм к написанному сценарию. Признайте, что автор сценария работал над этой работой в течение нескольких месяцев или даже лет в относительной изоляции. По понятным причинам у них возникает свое эго, и они могут не захотеть рассматривать изменения.

На больших киностудиях распространена практика сразу после подписания прав на сценарий нанимать второго сценариста, который будет вносить необходимые изменения и тем самым может предотвратить столкновение двух творческих эго. Также это позволит новому сценаристу и режиссеру осуществить абсолютно новый подход к истории.

Если новый сценарист не приглашается, режиссеру необходимо определить, что он может сделать с оригинальной версией сценариста. Ответьте на следующие вопросы:

  • Что изначально вдохновило сценариста на данный рассказ?

  • Какова причина написания этого рассказа?

  • Какие жизненные уроки преподает эта история?

  • Что чувствует сценарист, о чем вся эта история?

  • Что думает сценарист о главных взаимоотношениях в рассказе?

  • Какова предыстория данного сюжета и биографии главных героев?

  • Есть ли персонажи, основанные на реальных людях, и каков в этом смысл?

Сценарист и режиссер, без сомнения, найдут разногласия, и очень важно работать от наиболее главных областей, согласованных между собой до наиболее специфичных областей, где имеются разные точки зрения, с целью разрешить их. В конечном итоги нужно прийти к общему видению режиссера и сценариста.

Почти всегда в сценариях можно обнаружить слабые места. Режиссер должен поставить себе цель задавать жесткие вопросы о логике и правдивости эмоций в сценарии. Также режиссеру стоит включать вопросы "Что, если..?", предлагая какие-либо изменения в ходе истории, как представления героя в роли злодея, или изменения действий актеров в ключевых сценах.

Эти вопросы почти наверняка приведут к необходимости дописывания сценария, и сделают историю более весомой. Некоторые сценаристы лучше других работают над перезаписями, а некоторые просто откажутся от этого, если они посчитают себя психологически не готовыми или не пожелают вносить изменения, которые режиссер считает нужными.

Для независимых киносоздателей это станет очевидным, что важно выкупать права на сценарий, и в противном случае все производство может быть прекращено недовольным сценаристом.

Нельзя пренебрегать важным фактором, связанным с перезаписью, который заключается в том, что перезапись одной сцены может поменять логику остального сценария, что может заставить перезаписывать другие сцены. Это может надолго затянуть подготовительный процесс. Задача состоит в нахождении баланса и написании сценария сильного и эффектного, и в то же время не нужно абсолютное совершенство.

Зачитывание киносценария

 

На данном этапе ценной техникой может стать зачитывание актерами переписанного сценария. Это может быть довольно разумным и объективным ходом, особенно когда актеры еще не читали сценарий, или когда актеры еще репитируют свои роли, обсуждая это с режиссером. Сценаристу желательно присутствовать на зачитывании сценария, чтобы он смог понять ключевые моменты рассказа, когда они представляются в чем-то ином, а не в голове автора.

Повторный анализ сценария

 

Теперь, когда сценарий усовершенствован, режиссеру необходимо провести повторный анализ сценария для обновления и расширения замечаний, чтобы полностью разобраться в целях, возникающих препятствиях, методах достижения, действиях каждого героя от сцены к сцене, шаг за шагом. Эти замечания будут бесценны во время съемки. К этой части работы часто присоединяется ассистент режиссера, здесь определяются следующие моменты:

  • Сколько актеров и каких типажей необходимо

  • В скольких сценах будет участвовать каждый актер, и сколько времени в общем будет длиться его присутствие на экране

  • Требования, количество и типы помещений/мест съемок

  • Какие трюки и спецэффекты присутствуют в фильме

  • Какие потребуются специальные костюмы и грим

  • Какие понадобятся реквизиты

Подобный анализ сценариев часто в больших фильмах выполняют профессиональные компании. Хороший анализ сценария - неоценимый производственный инструмент в фильмах любого масштаба.

Важной частью анализа сценария будет точное определения длительности каждой сцены, которая считается по долям занятого на странице текста. Количество долей страницы, занимаемое каждой сценой, в верхнем левом углу каждой сцены.

С учетом того, что съемочная группа за день укладывается в 2-5 страниц сценария, что сильно зависит от многих факторов, знание общего количества сцен, отснятых за день, поможет придерживаться графика в достаточной мере.

Подбор творческой группы

 

Следующей задачей режиссера будет подобрать себе творческую группу. Обычно этот процесс растягивается на весь подготовительный период.

Творческая группа входит с состав съемочной бригады, и она будет помогать выполнять работу по осуществлению режиссерской задумки, реализации режиссерского видения. Остальная часть съемочной бригады будет больше схожа на солдат, выполняющих особые задачи, и лишь иногда работая над творческим процессом.

Творческая группа состоит, как правило, из следующих лиц:

  • Кинематографист, или Главный оператор, который ответственен за творческую работу камеры и освещения.

  • Производственный дизайнер, или Технолог, который ответственен за создание внешнего представления, вида фильма, работает с декорациями, костюмами, гримом.

  • Руководитель актерского отдела, работает с режиссером над подбором лучших из доступных актеров к фильму.

  • Актеры.

  • Редактор-монтажер, который работает с режиссером над созданием цельного фильма из отдельных отснятых эпизодов и кадров.

  • Руководитель музыкального отдела, или композитор, ответственен за подбор правильной музыки, сочетающейся с эмоциями текущих сцен.

Режиссер интервьюирует и выбирает подходящих людей в соавторы фильма, делится с ними своим видением, а затем переговаривается и общается с ними, стимулируя к помощи в реализации задуманного.

Иногда такой процесс может привести к некоторого рода творческим конфликтам. Режиссеру нужно применить свои коммуникабельность и способность убеждать и разрешать конфликтные ситуации, пока не будет найдено общее решение, в конечном итоге добиваясь лучшего результата.

Кастинг актеров

На больших производственных студиях процесс подбора актеров в значительной степени идет под влиянием продюсеров, т.к. результаты переговоров со звездами о подписании контрактов часто преобладают над вопросами артистических способностей. Для независимых создателей кино процесс нахождения актеров может оказаться оживленным и непростым делом.

Более подробно о кастинге смотрите в соответствующем разделе.

Главные репетиции

 

Режиссер несет ответственность за подготовку актеров к своей работе, передавая им на репетициях свое представление, видение фильма. Репетиции более подробно описаны на соответствующей странице.

Режиссерский сценарий

 

Режиссерский сценарий – название говорит само за себя. Это литературный сценарий, переработанный режиссером для удобства работы на съемочной площадке. Поскольку невозможно держать в голове или записывать на листочках все необходимые для съемок фильма вещи, создается этот документ.

Его не читает никто кроме режиссера и оператора, там пояснения исключительно для них. Актеры чаще всего получают простой литературный вариант. А если фильм и не фильм вовсе, а какая-нибудь мыльная опера, то просто лист диалогов.

Сценаристу знать, как пишется режиссерский сценарий острой необходимости нет, если конечно этот сценарист не мечтает стать когда-нибудь по совместительству ещё и режиссером своих фильмов. Однако, любое знание ценно, и поэтому совершим краткий, простой и понятный обзор.

В режиссерском сценарии одна графа соответствует одному кадру фильма. Кадру не в смысле 1/24-ой секунды, а в смысле одному промежутку работы камеры от включения до выключения, одному дублю, монтажному фрагменту, цельному куску записи. Других выражений подобрать не могу, но, думаю, суть ясна – от ножниц до ножниц. И Вы должны описать все, что требуется уметь и иметь для того, чтобы снять этот кадр. Вариантов бывает много, но рассмотрим тот, который применен в «примере», фрагменте короткометражки «Язык зла». Пройдемся по порядку по всем графам:

- номер по порядку, номер Вашего кадра. У каждого свой.

ХРН – хронометраж, сколько длится кадр. Садитесь с секундомером, проговариваете реплики, прикидываете действия и замеряете примерно (это не шутка).

 

РАСКАДРОВКА – талантливый человек талантлив во всем, говорят. Но видно не про меня, так что если ваши художественные способности тоже не на уровне, просто рисуйте «палка, палка, огуречек, вот и вышел человечек». Одно должно быть понятно, где кто стоит и как его снимает камера, никто за упущенные детали ругать не будет. Если в кадре панорама, рисуете две, а то и три картинки: начальная стадия, средняя и конечная. То же самое при наездах, отъездах, трэвелингах (живая камера) и прочих изысках.

 

ОБЪЕКТ – объект съемки. Они бывают всякие. И если в литературном сценарии достаточно было написать ИНТ. или НАТ., то здесь уже нужна конкретика. Если вы пишите просто ИНТ. КВАРТИРА – значит, у вас есть уже какая-то определенная квартира, где вы планируете снимать. Не лишнее указать адрес (и это снова не шутка). Если эта квартира построена на киностудии – ПАВ. ИНТ. КВАРТИРА. Натура тоже может быть, как это не банально, натуральной и павильонной. И ещё стоит помнить об экстерьере. Не стоит думать, что это американизированный перевод и просто вариант НАТ. Отнюдь – экстерьер вполне самостоятельное существо, это нечто построенное человеком, но находящееся под открытым небом. Проще привести пример: ЭКСТ. ЛЕТНЕЕ КАФЕ, ЭКСТ. УЛИЦА, ЭКСТ. ПЛАТФОРМА. И если, например, написано ЭКСТ. ДОМ, сразу понятно, что дом в этой сцене показывается снаружи. (ЭКСТ. тоже может быть павильонным).

 

КРУПНОСТЬ – Крупность плана. ДАЛЬНИЙ, ОБЩИЙ, СРЕДНИЙ, КРУПНЫЙ, ДЕТАЛЬ.
Дальний план – это все что угодно на большом пространстве: поле битвы, дорога, океан и.т.п. Единственное, что, наверное, стоит запомнить: не меньше 3 секунд должны быть дальние планы, потому что зритель должен успеть все разглядеть, и не дольше 6, потому что он сбивает ритм фильма, замедляя его.
Общий план – человек помещается в полный рост и ещё остается местечко.
Средний план – начинается от плана «по колено», так называемого «американского плана», придуманного именно там, чтобы показать вещь, которую герой несет (если несет) в руке (пистолет, например) и далее планы «по линию бедёр» и «по пояс». Хоть человека и много в кадре, все-таки остается пространство.

Крупный план – пространства в кадре нет, там один большой герой.
План-деталь – палец с обручальным кольцом, глаз, ухо и пр.
При прописывании порядка планов есть определенные законы. Я не оператор и не режиссер и вряд ли объясню всё толково: но суть – НЕ СКАКАТЬ ПО КРУПНОСТИ. То есть не прыгать через ступеньку, например, с дальнего на крупный, с детали на общий и.т.п. Переходить надо плавно: если нужно попасть с дальнего на крупный, обязательно нужно пройти общий и средний или использовать прием наезда камеры.

 

ДЕЙСТВИЕ – Сюда переносите из своего литературного сценария блок «описание действия». То есть, что происходит в кадре.

 

ЗВУК/ДИАЛОГИ – Сюда, разумеется диалоги и звук. Вообще-то для звука целую отдельную колонку делают, где все разбито по каналам звучания, но это тонкости.

 

РЕКВ/ПРИП – Реквизит/Примечания. Что нужно чтобы снять наезд, без использования оптики? Нужно двигать камеру. Как? По рельсам. На чём? На тележке. В реквизит записываются рельсы и тележка. Нужен кран - туда кран. Осветительные приборы, дождевая машина, таблетки от звёздной болезни – всё туда. Также можете там писать любые замечания, какие хотите. Всё, что имеет значение. Потому что эту колонку будет читать человек занимающийся реквизитом и пусть лучше он принесёт лишнее, чем забудет что-то нужное.
Вот коротко суть. Если, увидев эту кучу колонок, Вы испугались, то забудьте про нее и не вспоминайте, - на Вашу способность написать крепкий сценарий это никак не повлияет, будьте спокойны. Но если вдруг Вам показалось это легко и интересно и вы видите фильм кадрами, монтажными фрагментами, а не просто историей, попробуйте овладеть режиссерской профессией. Кто знает, может быть, Вы новый Дэвид Линч.

Я имел опыт общения с начинающими режиссерами и попытаюсь назвать некоторые распространенные ошибки и заблуждения. Возможно, кому-то это поможет сэкономить время, поможет по-другому взглянуть на себя.

Понятие «режиссер» в данной статье весьма условно. Здесь вполне подойдет слово «фильммейкер», потому что чаще всего начинающий режиссер еще и сценарист, и продюсер (иногда и оператор, актер, световик, монтажер…). Написанное ниже относится к юным режиссерам только-только делающим первые шаги. Не нужно читать в случае если вы изначально делаете любительское видео без претензии на профессионализм.

Неудачный маркетинговый ход
Многие начинающие режиссеры пишут в титрах или на постерах к своему видео что-то вроде «фильм снят без бюджета» или «бюджет фильма три копейки». И это заявляется как предмет гордости. Это очень распространенный, неудачный (даже провальный) маркетинговый ход.

Юные кинематографисты, возможно, рассчитывают на реакцию перед просмотром: «посмотрю-ка, интересно что можно снять за три копейки». А после просмотра: «вау, если уж они сняли такой фильм всего за три копейки, то что они снимут за миллион?». Но чаще, это вызывает совсем другую реакцию.

Чудес не бывает. Люди сразу же начинают скептически относиться к вашему фильму. За три копейки нельзя снять приличный полный метр. Зритель может пробежаться по вашему видео (просматривая пятисекундные фрагменты) просто для удовлетворения любопытства. Но он не будет досматривать неинтересную историю только потому что у нее бюджет три копейки.

Так что этот «маркетинговый ход» лучше отбросить. По крайней мере не заострять на этом внимание потенциального зрителя. У вас не будет скидки за отсутствие бюджета или за то что вы начинающий кинематографист. Старайтесь сразу работать в полную силу.

FullHD
Сегодняшнему расцвету любительского и полупрофессионального кинематографа способствует доступность качественных DSLR-камер. Магическое словосочетание «FullHD» на камере будоражит юные сердца. Кажется, что вот оно счастье! Снимать кино можно на любой смартфон, на любую мыльницу…

Но многие юные режиссеры не понимают что «FullHD» бывает разный. Нельзя сравнивать видео с Mark III и со смартфона. Хотя формально и там и там может быть 1920 на 1080 точек и 24 кадра в секунду.
Поэтому лучше арендовать нормальную камеру на нужное количество смен, чем покупать себе менее дорогую камеру за те же деньги. У вас на руках не останется камеры, зато качество видео будет на порядки лучше.

Нельзя идти «от обратного»
Всегда стоит помнить что «киношная картинка» с зеркальной камеры — это только 5% успеха. Остальное — интересный сюжет, игра актеров, звук, свет, композиция кадра, монтаж, костюмы, реквизит, декорации и т.д.
Поэтому нельзя начинать «от обратного», нельзя взять в руки зеркалку и думать что у вас уже есть почти все необходимое для кино.

Сначала — История, потом все остальное.
Начинать надо с истории. Я несколько раз сталкивался с тем что юный кинодеятель получает доступ к камере, устанавливает монтажную программу и уже считает что у него есть 90% всего необходимого чтобы сделать фильм.
Сначала нужна интересная история, грамотный сценарий. Нельзя придумать стоящую историю «в довесок» к остальному препродакшну. Начинать нужно именно с нее. Если нет истории — лучше не браться за создание фильма.
Даже если у вас есть интересная локация, группа людей готовых помочь (например, команда экстремалов, клуб исторической реконструкции и т. д.), то все равно у вас не получится удержать внимание зрителя даже на 5 минут без интересной Истории.

Не думайте о монетизации
Если вы создаете свой первый фильм, то лучше не тешьте себя надеждами на монетизацию. Так будет проще. Сделав фильм вы просто продемонстрируете свои возможности. У вас появится шанс прокатать фильм по фестивалям, заявить о себе, завести знакомства. Но никакого коммерческого прокатного потенциала микробюджетный фильм представлять не будет. И если вы делаете фильм с надеждой окупить его — то лучше отбросьте такие мысли. Исходя из этого вкладывайте в фильм только ту сумму, с которой вам будет не жалко навсегда расстаться.
Так не будет разочарований, не будет долгов, не будет депрессии и вашему благосостоянию не будет нанесен серьезный удар.

Черно-белое видео не дает вам скидку
Некоторые начинающие кинематографисты хотят упростить себе задачу, создавая черно-белое видео. Они считают что это сразу повысит художественную ценность фильма, создаст атмосферу «нуара» и позволит менее тщательно готовиться к съемкам.
Но это заблуждение. Черно-белое кино не отменяет необходимости работы световика и гримера. Для черно-белого кино требуется более тщательная тоновая коррекция чтобы «вытянуть» все возможное из картинки.
И главное, черно-белый фильм с гораздо большим трудом воспринимается современным человеком. Вы лишаете зрителя целого пласта визуальной информации. Чем вы будете его компенсировать? Талантом актеров? Интересным сюжетом?

Миллион первый клон «Ведьмы из Блэр»
Пожалуй самым привлекательным жанром для начинающих режиссеров был и остается жанр псевдодокументальных ужасов. Успех фильмов «ведьма из Блэр» и «паранормальное явление» только подогревает у них интерес к жанру. Еще этому способствует иллюзия что такой фильм можно снять на плохую камеру без художника по свету «псевдодокументально же!».

Но стоит помнить что «Ведьма из Блэр» была первой. Это было что-то новое и необычное. А вот миллион первый клон мало кому будет интересен. И не стоит обольщаться успехом этого фильма — его бюджет был совсем не три копейки. На маркетинг было потрачено 25 миллионов долларов. То есть мы имеем дело не с поделкой за три копейки, а с довольно серьезным бизнес-проектом.
Вот и думайте сами. Ютуб забит любительским шлаком в духе «друзья отправились на пикник и столкнулись с неведомой фигней». Каковы шансы что ваш клон «ведьмы» окажется популярен?

Похвала вас погубит
Если вы что-то делаете — вас обязательно будут критиковать. Но на начальном этапе страшнее всего бывают как раз хвалебные отзывы.
Ваши друзья и родители скажут что ваше видео — супер. Ваши знакомые тоже решат поддержать почин «начинающего таланта» и тоже могут вас похвалить.

И все. Если у вас нет самокритичности, то вы становитесь твердо убеждены что кино — ваша стезя. Что вы уже состоявшийся профессионал. И осталось только найти инвестора — и тогда вы уж точно «порвете» Голливуд.

Но не обольщайтесь. Не забывайте про самокритичность. Всегда лучше немного недооценить себя, чем переоценить. В большинстве случаев те кто хвалит вас — люди которым сложно быть объективными. Скорее всего они говорят вам это авансом, чтобы поддержать вашу инициативу.
Критикуйте себя. Сравнивайте себя с успешными фильмами, равняйтесь на лучших. Иначе так и останетесь «успешным режиссером» только в узком кругу своих знакомых. Общайтесь с профессионалами. Один конструктивный негативный отзыв бывает полезнее чем сто хвалебных.

Фильм о фильме не нужен
Если вы снимаете свой первый фильм — избегайте соблазна снимать фильм о фильме. Лучше потратьте эти ресурсы и время на доработку основного фильма.
Бывает действительно смешно (и грустно) когда у фильма меньше 1000 просмотров на ютубе, но зато есть «фильм о фильме». Когда начинающий кинодеятель берет сам у себя интервью на камеру — это грустно.
Для маркетинговых целей будет достаточно постера, трейлера и фото.

Несоответствие типажу — это грех
Актер в кадре должен соответствовать типажу персонажа которого он играет. Казалось бы очевидная вещь на уровне «2x2=4». Но часто начинающие режиссеры игнорируют это правило.
Если у вас отставного генерала играет парень около двадцати пяти лет, если майора полиции играет школьник старших классов — это трэш. Это сразу клеймо любительского проекта, даже если бы все остальное было на профессиональном уровне.
Не беритесь экранизировать историю, если не сможете пригласить актеров соответствующих типажу персонажей.

Не обманывайтесь просмотрами на ютубе
Посмотреть полностью любительский полнометражный фильм — это тяжелое испытание. Около 95% полнометражных любительских и полупрофессиональных фильмов — крайне низкого качества. Бывает что посмотреть полностью способны только его создатели и близкие друзья/родственники. И то не всегда.

В большинстве случаев человек смотрит такое видео перематывая, фрагментами по пять секунд, быстро принимая решение смотреть ему или нет. Чаще всего — нет. Зато такой «просмотр» сразу засчитывается в статистику.
Так что смело делите количество просмотров своего фильма на ютубе сразу в 10 раз. Это будет ближе к реальности. Примечание: у короткометражных фильмов процент «настоящих просмотров» значительно выше.

Особенности краудфандинга в России
Казалось бы, на сайты вроде «Бумстартера» и нужно идти начинающим кинематографистам за бюджетом для проекта. Но не стоит питать иллюзий. Неизвестному автору собрать сумму более 30 тысяч практически невозможно. И даже такую сумму собрать удается не всем.

И не стоит собирать деньги «на постпродакшн». Люди крайне неохотно и мало дают на пост-обработку. Они справедливо рассуждают, что раз фильм уже почти сделан, значит автор просто хочет отбить часть затрат еще на этой стадии.
И имейте в запасе 20% от запрашиваемой суммы на случай если незадолго до окончания сбора средств у вас немного будет не хватать до полной суммы.
А вообще, на краудфандинг лучше не рассчитывать. Непопулярен он в России.

Чудес не бывает
Интуиция вас не спасет. Незнание хотя бы азов кинопрофессии гарантированно губит проект. Если вы не слышали про композицию кадра, стабилизацию изображения, про приемы монтажа и цветокоррекции, про работу художника по свету, про особенности восприятия, про основы кинодраматургии и т.д. — то ваш проект обречен стать низкокачественной любительской поделкой.
Одни лишь «интуиция» и врожденный талант (даже если они есть) не заменят профессионализм.

Учитесь, снимайте, критикуйте себя. Не сидите на месте. Только тогда к вам может придти успех. Если у вас будут попытки — то будет и маленький шанс стать успешным. Если попыток не будет — шансов не будет вообще.

Режиссёрская работа / Часть 2

 

Занимайтесь самообразованием

Первый шаг к тому, чтобы стать великим режиссером, - это самостоятельное обучение.

  • Смотрите как можно больше хороших фильмов, особенно с высоким рейтингом и классические картины, снятые великими режиссерами.

  • Возьмите уроки актерского мастерства, а также почитайте побольше теории в этой области.

  • Изучайте историю кино, теорию, тенденции и читайте как можно больше о кинопроизводстве и великих режиссерах.

  • Изучайте сферы развлечений и индустрию шоу-бизнеса, связанные с художественными начинаниями - театр, музыка, литература, история, фотография, искусство и пр.

  • Используйте любые возможности для работы с актерами. Запишитесь волонтером в местную театральную группу.

  • Станьте добровольным помощником в производстве другого режиссера. Изучайте, что он делает неверно, и учитесь на этом.

Съёмочный процесс

 

Хотя большую часть работы по запуску кинопроекта на производство выполнял продюсер, все же главным является режиссер, который курирует работой остальной команды. Это не значит, что все просто выполняют указания. В хорошо функционирующей команде каждый может поделиться идеями, обсудить, указать на ошибки.

Следующий, кто ведет команду, - это помощник режиссера. Он берет на себя логистику и организационные моменты, тем самым давая режиссеру сконцентрироваться на работе с актерами и оператором, а также обдумывая художественные аспекты производства.
На съемках каждого эпизода все придерживаются одной основной схемы:

  1. Режиссер совещается с актерами, как снять следующий эпизод.

  2. Помощник режиссера оглашает на площадке: "Тихо, идут съемки!"

  3. Помощник режиссера оглашает: "Запись звука" (исторически запись звука и видео проходила на разные накопители, и звуковые ленты дешевле, чем кинолента, поэтому правильнее начать со звука).

  4. Звукооператор оглашает, что запись включена.

  5. Помощник режиссера оглашает: "Включить камеру!"

  6. Оператор оглашает, что камера включена.

  7. Помощник оператора записывает номер дубля.

  8. Режиссер оглашает: "Мотор!"

  9. Когда режиссер видит, что сцена снята, или когда видит, что дубль будет неудачным, он для прекращения съемки говорит: "Снято!"

  10. Звуко- и кинооператор останавливают устройства записи, актеры прекращают играть.

  11. Затем команда проверяет оборудование при подготовке к следующему эпизоду, пока режиссер обсуждает с актерами новую сцену.

Существуют разные вариации базовой схемы. Например, если у вас небольшая съемочная группа, а режиссер по совместительству является оператором, то ему достаточно крикнуть актерам "Мотор!", как только камера начнет запись.

Клинт Иствуд известен тем, что недолюбливает любой шум и крики на съемочной площадке. Он использует жесты, или попросту говорит актерам, что когда они будут готовы, то могут начать. Очевидно, эмоциональное состояние влияет на актеров, когда те вливаются в роль героя. Если сцена требует раздумий и тишины, то тишина на площадке позволит достичь этого. А если сцена содержит активные действия, то динамичная музыка и энергичность на площадке будут более подходящим фоном, поднимающим настрой актерам.

Коммуникация - это ключ

Последнее слово будет всегда за режиссером, но каждому актеру и члену команды нужно давать высказываться и показать, что они есть часть процесса. Ключом к успешной работе на съемках является коммуникация. Актеры, в частности, должны чувствовать, что они могут доверять режиссеру, это поможет им достигнуть максимальной производительности.

Когда актер вживается в роль героя, это может привести его к состоянию эмоционального истощения. Режиссеру необходимо брать роль доверенного отца, примирителя между всеми участникаии процесса. Он должен всегда оставаться позитивным, вдохновлять окружающих, аккуратно направлять, и обязательно избегать резкой критики. Всегда сохраняйте спокойствие.

Конечно, все актеры разные, начиная с тех, кто требует постоянного внимания, до тех, кто просто молча выполняет свою работу. В целом, большинство проявляют неуверенность и хотят, чтобы ими руководили.

Ракурсы

Для того, чтобы получить все кадры, необходимые в процессе редактирования, вам необходимо осознать и скоординировать с оператором, как добиться хороших ракурсов.

Под ракурсом подразумевается получение набора отснятых сцен под разным углом, на разной дистанции, для каждой сцены, так что вы сможете собрать воедино разные эпизоды, получить хорошую вариацию сцен при монтаже вашего фильма.

В обычной процедуре можно начать с наиболее отдаленных сцен, последовательно приближаясь к развязке. Актеры стремятся к росту, и берут максимум со съемочной площадки. Добейтесь и вы максимума при работе с ними. Режиссер должен быть чувствительным к уровням эмоциональной чувствительности и использовать это, получая лучшие результаты.

Кинокомпания

 

"КУБАНЬ

 

ПРЕМЬЕРА"

 

    +7 (900) 251 84 50

     +7 (960) 479 67 27 

  Skype:Kubankino.ru

 info@kubankino.ru

 

 


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно