Съемки

Съёмки

 

 

Вы приступаете к самому захватывающему и мучительному этапу в создании кино.

Подготовка к съёмкам: узнайте, как начать съемочный процесс, включая то, когда кричать "Мотор!"

Режиссёрская работа: набор навыков, которыми вам необходимо овладеть. Их на самом деле намного больше, чем кажется на первый взгляд. В данной главе достаточно подробно описывается этот аспект кинопроизводства.

Работа с актёрами: актеры уже принимали участие, когда вы начали писать сценарий, их роль усилилась во время репитиций, и сейчас наступает момент истины, когда актеры должны создать Отличное кино. Есть много моментов, которые вы можете сделать в этом разделе.

Освещение: Хорошо выставленное освещение - скрытое искусство. Если свет хорош, никто не скажет об этом, а выходя из зала, зрители будут вспоминать скорее хороший звук. Не пытайтесь объяснить это, просто используйте.

Кинематография полностью направлена на создание памятных образов, приходящих в сердца зрителя. Это искусство, это наука, укладывающаяся глубоко в сознании. В последующих разделах описано многое, что позволит реализовать это.

Звук: хороший звук также важен, как и хорошее изображение. Если звук хорош, то зритель будет обсуждать скорее хорошее освещение. Мозг человека - загадка. Как режиссер, вы должны понять, что позволит вашему зрителю получить эмоциональный подъем и развлечение.

 

Подготовка к съёмкам

 

Финальный контрольный перечень

Вашей первой задачей как киносоздателя будет убедиться, что вы позаботились о вашей команде.

В предпроизводственный период вы собрали все детали воедино. Теперь, если план составлен хорошо, съемки будут проходить гладко. Любые упущения, которое вы не учли в подготовительном периоде, сейчас напомнят о себе.

Вы все еще можете передумать и задержать съемку, пока не будете готовы. Как только вы начнете съемки, будут затрачены деньги, процесс запустится, и у вас уже не останется сил, чтобы решать любую проблему эффективно.

  • Все оборудование взято в аренду и приготовлено.

  • Камера протестирована и кассеты/пленка готова к записи.

  • Арендованный реквизит и костюмы подобраны.

  • Первая сцена подготовлена.

  • Все съемочные группы и актеры усведомлены о том, когда и где они собираются, какую сцену и когда играют.

  • Все знают, где проходят съемки.

  • План расписан и по крайней мере распорядок сцен первого съемочного дня готов. Планируйте первый съемочный день на дневной период, чтобы люди смогли войти в ритм.

  • Теперь нужно хорошо выспаться ночью.

Первый день съёмок

Когда вся ваша команда и актеры собрались вместе, каждый выпил утреннее кофе, самое время для вводной речи. Режиссер приветствует каждого, благодарит за участие в проекте и рассказывает несколько слов о процессе съемок, с целью донести до людей, что все они являются частью креативного творческого коллектива.

Это особенно важно в небольших независимых кинопроектах, где, возможно, многие из команды участвуют в работе над фильмом впервые. В процессе съемок режиссеру понадобится масса средств, чтобы сохранить энтузиазм и желание в работе у уставших, заскучавших людей, работающих за малые деньги.

После речи режиссера его помощник раздает небольшое обращение с расписанием съемок, правилами и процедурой работы. Важно обсудить безопасность. Съемочные установки таят опасность раскаленными лампами, кабелем, авариями оборудования, раскиданного везде, и которое уже не замечают уставшие люди.

Обращение должно подчеркнуть важность соблюдения порядка, содержания оборудования в сохранности, описать методы предотвращения несчастных случаев.

Теперь режиссер призывает всех занять свои места, последний раз обсуждает с актерами сцену, и затем после репетиции снимается первый дубль. Опытные режиссеры начинают со сцен с малыми действиями, где отсутствуют эмоции, тем самым давая всем успокоиться и войти в ритм.

Съемочный день

Каждый фильм снимается по-разному, но в общем съемочный день выглядит следующим образом:

  • 5:45 - подъем, душ, приезжаем на место съемки.

  • 6:45 - ваш руководитель съемочной группы показывает и обсуждает план съемок.

  • 7:00 - первый звонок. Завтрак готов. Кофе. Съемочная группа готовит сцену, актеры одеваются и наносят макияж.

  • 8:00 - выставляется освещение с помощью свободных людей, заменяющих актеров.

  • 8:30 - репитиция актеров. Начинайте отдельные съемки актеров по мере их приготовления и нанесения макияжа.

  • 9:00 - первый дубль. Продолжительность съемок такая, пока вы не будете удовлетворены.

  • 13:00 - перерыв на обед.

  • 13:30 - возвращаемся к работе.

  • 19:30 - завершение съемок. Если вы собираетесь снимать вечером, то обеспечьте персонал ужином и возвращайтесь к работе в 20:00

  • 20:00 - все завершают свои задачи на день и составляют график завтрашнего дня.

  • 20:30 - павильон закрывается, все расходятся по домам.

  • 21:00 - возвращаетесь домой и просматриваете видео, прежде чем ложиться спать.

Ракурсы, охват и масштабы в съёмках

 

В производственном процессе работа с камерой играет важнейшую роль в кинематографии. Иными словами, важны вопросы, как нужно работать с камерой и какие элементы сценария должны руководствоваться глубоким пониманием того, какую роль играет камера в кинопроизводстве.

Зона охвата камеры

Охватом / покрытием в кинематографе обозначают термин, описывающий съемку сцены с различных ракурсов, углов обзора и расстояния, тем самым у вас появляется сырой материал, необходимый для монтажа кадров этой сцены в единый визуально интересный и эмоциональный посыл зрителю. В каждом съемочном дубле или при каждом индивидуальном ракурсе необходим отдельный подход.

Фильм состоит из множества минироликов. Каждый миниролик должен быть отснят с лучшего угла, чтобы показать эту часть истории таким образом, как вы хотите преподнести это зрителю. Обычно это означает такой угол обзора, чтобы актеры были видны наиболее четко. Но иногда вы захотите заинтриговать зрителя тем, что не будете показывать некоторые действия, происходящие на сцене.

Каждый раз, когда ваша камера меняет свое положение, вам стоит задавать себе вопрос: является ли данный ракурс лучшим для описания данного этапа истории? Ракурсы - это важная часть, которая заставляет фильм "работать". В реальной жизни мы видим мир только с одной стороны, пока не пойдем и не поменяем место обзора. В процессе съемки фильма у вас есть возможность перепрыгивать с одного места на другое, где история повествуется наиболее живо и интересно.

Важно понимать разницу между понятиями сценыкадра (попытка) и эпизода (прим. - в данном тематическом ключе).

Сцена - это непосредственно место, где происходит действие. Кадр (попытка) - это последовательность видеокадров одного ракурса, которая, скорее всего, показывает лишь одну часть действия на сцене.

Эпизод - это полноценная глава нашей истории. Когда снимают кадр, это называют дублем. Когда дубль неудачен, тогда понадобится пересъемка, или переснятый кадр.

Следующий пример наглядно объяснит это. Эпизод начинается с девушки-подростка, спорящей со своей матерью на кухне. Затем девушка уходит в другую комнату, где у нее возникает напряженный разговор с отцом. Наконец, она уходит в свою спальню, чтобы позвонить своему парню и рассказать, что она решилась сбежать из дома. Эпизод повествует о законченной части истории, но состоит из 3 сцен, и в независимости от того, сколько кадров было в каждой сцене. И если только актеры не отыграли крайне хорошо, каждый кадр приходилось снимать в несколько дублей.

Обычно эпизод состоит из нескольких сцен, и сцена обычно состоит из нескольких кадров. Тем не менее возможны различные комбинации. Эпизод может состоять из одной сцены, и даже несколько эпизодов может произойти сразу в одной сцене. В фильме Альфреда Хичкока "Веревка" почти весь фильм был снят с одного кадра (попытки), и все происходило в одной сцене. Во некоторых фильмах есть известные одиночные кадры в движении, охватывающие несколько сцен. Например, эпизод в ресторане в фильме "Славные парни", или начальный эпизод в фильме "Печать зла". В фильме "Более странно, чем в раю" каждый эпизод - это одна сцена, а одна сцена снята в одном кадре.

Используйте любую комбинацию, чтобы преподнести истории в лучшем виде.

Типы ракурсов камеры

Кадр может быть отснят с трех общих ракурсов:

  • объективный;

  • субъективный;

  • точка зрения.

Объективный ракурс наиболее популярен в фильмах. Это обзор "подсматривания", когда зритель видит все, что происходит, но ощущает себя на безопасном расстоянии от места событий, как будто он находится там, но невидимый. Актерам нельзя смотреть прямо на камеру, потому что исчезнет иллюзия объективного ракурса и придется переснимать кадр.

Субъективный ракурс ставит зрителя на сцену рядом с актерами так, будто они являются другими участниками действия. Когда камера движется вверх и вниз, или парит в салоне самолета, словно пролетает в узком каньоне, зритель будет наблюдать с субъективного ракурса. Часто субъективный ракурс используется, чтобы дезориентировать или шокировать зрителя. Когда актер выходит из роли персонажа и обращается с объяснительной речью к публике, это тоже субъективный ракурс.

Ракурс "точка зрения" ставит зрителя на место головы одного из актеров, так что зритель видит то, что видит персонаж. Это часто используется, чтобы дать возможность зрителю прочувствовать данный эпизод и эмоции героя, когда он/она находятся в опасности. В данном ракурсе другие актеры могут смотреть на камеру, чтобы сформировать иллюзию аудитории, будто она живет внутри тела персонажа.

Переключение между разными ракурсами может в наиболее драматических фильмах создавать мощный эффект. Например, в фильме "Молчание ягнят", когда агент ФБР Старлинг ищет дом Баффало Билла, большинство кадров снимаются с объективного ракурса, но в самых эмоциональных моментах мы переключаемся на ракурс точки зрения, и мы можем прочувствовать страх агента Старлинг, когда она входит в темные комнаты. Кинематографисты сделали удивительно эффектные кадры в этой сцене, использовав также ракурс точки зрения злодея, наблюдавшего за ними через прибор ночного видения, когда он следовал в полной темноте за спотыкающимся агентом. Использование этой комбинации дало основания называть данную сцену самой страшной в истории кинематографа.

Планы охвата сцены

Обзорный план - кадр с очень широким ракурсом, который показывает место действия сцены. Он знакомит зрителя с местом событий. Представьте себе кадр горного замка, снятый издалека, когда идет шторм и сияют молнии - это будет начало какого-то фильма ужасов. Обзорный план может не включать никаких актеров. Если есть возможность, сделайте этот кадр с высоты птичьего полета, с высокой точки, чтобы помочь зрителю лучше сориентироваться, где он находится.

Общий план - обзорный кадр сцены

Общий план - достаточно широкий угол обзора, где охватываются все актеры. Если вы снимаете фильм с очень маленьким бюджетом, то, вероятно, это будет единственный план, которым вы будете пользоваться. Фильм "Более странно чем в раю" снят только с помощью этого варианта.

Ракурс - общий план сцены

Широкий план - более приближенный вид, но камера все еще охватывает большую часть тела актеров. Это может быть отдельная группа из нескольких актеров в сцене большой толпы, когда вы хотите сконцентрироваться на отдельном разговоре.

Ракурс - широкий план сцены

План пары - на нем изображено 2 актера, обращенных друг к другу, обычно до пояса. План троих - 3 актера,План четверых - 4 актера, и т.д.

Ракурс - план пары

Через плечо - средний или крупный план, включающий двух актеров, снятый из-за спины одного из них и показывающий лицо другого.

Ракурс - камера через плечо актера

План пары - вероятно, наиболее популярный кадр в фильмах. Обычной техникой является поочередная смена между кадрами "через плечо" обоих актеров, как на приведенном рисунке. Однако, диалог между двумя людьми может быстро надоесть, если не разнообразить точки обзора.

Хуже всего снимать планы пары - это выставить обоих лицом к лицу на обычной разговорной дистанции, как на следующем примере.

Обычная постановка актеров в кадре

Камера расположена слишком далеко, и профиль актеров не позволяет отобразить в лучшем виде их эмоции. Более приемлемым решением будет расположить актеров ближе, чем они бы обычно стояли, и чтобы их тела были немного обращены к камере. Также немного обратить их лица в сторону камеры, и снимать скорее глаза первого актера, чем ухо второго, находящегося ближе к камере.

Корректировку позиционирования с целью создания лучшего ракурса актеров для камеры называют уловкой или обманом. Вы можете увидеть, как следующая картинка выглядит лучше после того, как мы схитрили и обратили актеров чуть в сторону камеры.

Уловка - расположение актеров в кадре в сторону камеры

Мы в праве приблизиться и увидеть их лица лучше, и при этом кадр остается реалистичным. Другой частой уловкой является обращение обоих актеров в сторону камеры, когда они разговаривают. Лишь некоторые люди в реальных разговорах длительное время беседуют в такой позиции, но в кино этот вариант хорошо работает. Любой кадр с лицом в анфас или в профиль не так привлекателен, как поворот в три-четверти, как у актеров на этой картинке.

Уловка - оба актера обращены в сторону камеры

Сравните этот пример с первым, и вы увидите, насколько ближе мы стали к актерам, как хорошо мы можем наблюдать за их лицами. Для наиболее подходящего способа повествования истории расположение актеров в нужном ракурсе и в нужной постановке является неотъемлемой частью искусства.

Когда вы просматриваете фильмы, обращайте внимание на различную постановку и ракурсы камеры, которые сохраняют интерес в разговорных сценах.

Средний план - актер изображен до пояса. Некоторые разделяют первый средний план (молочный) - по грудь, и второй средний план (пасхальный) - тело человека без ног - американский план.

Кадр - средний план съемки

Крупный план - кадр с изображением актера выше шеи (голова, портретная съемка).

Кадр - крупный план съемки

Любое изображение, в котором присутствует один актер, либо движущийся объект, требует некоторого визуального пространства перед ним, видном на экране, как на следующем примере, для формирования чувства движения.

Визуальное пространство актера, динамичность

Расположив актера по центру экрана, вы получите статическую картинку, снимок.

Статический вид актера в центре кадра

Оставив позади актера больше пространства, чем впереди него, можно получить иллюзию того, что персонаж покинул, или покидает сцену, и он чувствует себя неуютно.

Актер вне сцены, позади пространство

Даже если актер отвернется от камеры, дополнительное пространство впереди него сохранит ощущение, что персонаж является частью сцены.

Актер отвернулся от камеры, участвует в сцене

Больше пространства позади актера вновь создаст иллюзию, что персонаж вне сцены.

Актер отвернулся от камеры, вне сцены

Макро крупный план (макро план, деталь) - так близко, что видна только часть лица актера. Данный прием может достаточно мощно использоваться в эмоциональных сценах. Приберегите этот план для ваших наиболее эмоциональных моментов.

Очень крупный план - актер в эмоциональной сцене

Вставка - это кадр чего-то другого, нежели актеров, который будет добавлен в сцену. Например, это тикающие часы. Кадры вставок могут помочь в редактировании, монтаже, когда вы обнаружите, что у вас нет подходящего ракурса для перехода между кадрами. Добавьте эту вставку, и переход будет выглядеть гладко.

Вставка - кадр часов для перехода кадров

Точка зрения - этот кадр предназначен для того, чтобы показать зрителю, что видит один из персонажей, т.е. это кадр с позиции актера. Этот план описывался в предыдущей статье.

Кадр с позиции актера - точка зрения

В дополнение к предыдущей теме, где рассказывалось про ракурсы и зону охвата, существует еще много разных параметров ракурса, которые влияют на восприятие зрителем того, что они смотрят. Кинематографисту очень важно овладеть правильным расположением актеров, чтобы добиваться эффектных кадров. Дальше мы рассмотрим основные из них.

  • В тех странах, где люди читают слева направо, зритель будет в основном вести обзор картинки слева направо. Если вы расположите персонаж в левой части экрана, актер будет увиден первым и будет расценен как более важный.

  • Т.к. понятие "высокий" обычно ассоциируется с "могущественный", то персонаж, находящийся визуально выше на экране, будет казаться сильнее, чем тот, кто находится ниже.

  • Мы часто обращаем внимание на блеск в глазах. Поэтому, если один из актеров освещен лучше, чем остальные, зрителю покажется, что этот герой является более важным.

  • В кадрах, где сразу находятся несколько актеров, лицо актера, находящееся ближе к камере, воспринимается более доминирующим.

Обратите внимание, как лицо актера слева на кадре концентрирует ваш взгляд, и персонаж доминирует на экране; на данном примере мы видим реализацию всех факторов расположения актера и освещения.

Ракурс актера - доминирование и важность

На следующем примере обзор снизу вверх с низкой точки создает иллюзию, что актер высокий и выглядит более могущественным. В любой сцене наиболее влиятельная персона должна выглядеть в наиболее высокой точке на экране, а слабые персонажи - пониже. В сцене зала суда судья сидит на самом высоком месте. Могущественного злодея стоит располагать также выше, чем героя, чтобы подчеркнуть задачу, стоящую перед героем в борьбе с противником.

Ракурс актера - могущество и влияние

Съемка героя сверху делает его более слабым и уязвимым. Мы также можем снимать его на большом расстоянии, и при этом делаем его изображение меньше, что подчеркивает эту слабость и одиночество. Сравните этот пример с предыдущим.

Ракурс актера - слабость и уязвимость

Как правило, если вы не собираетесь добиваться особой постановки, то камеру следует располагать на высоте плеч актера. Если актеры сидят, тогда вы можете опустить камеру опять же на высоту плеч.

Вам нужно внимательно следить за фоном кадров, вы должны быть уверены, что фон в данной ситуации является наиболее приемлемым и уместным, не отвлекающим внимание. Практически никогда не бывает уместным съемка на фоне строений. На следующем примере все обстоит плохо. Актеры расположены слишком далеко друг от друга, и они стоят чересчур в профиль. Здание тут выходит на передний план, а фонарный столб будто растет из головы женщины.

Неправильная постановка актеров в кадре - ошибка

На следующем кадре съемка ведется с перспективой, угол обзора падает на аллею с высаженными деревьями, что придает глубину и интерес к данному изображению.

Правильная постановка актеров в кадре - глубина и динамика

Всегда ведите съемки фона с таким ракурсом, чтобы создавалось впечатление глубины и динамики в ваших образах.

В фильмах должно быть движение. Даже когда актер стоит на месте, камера должна двигаться, чтобы сохранять интерес зрителя. Простейший способ сохранить "динамику" на экране - это смонтировать кадры туда-обратно между разными ракурсами камеры. Но также существует множество других способов действительно перемещением камеры поддерживать чувство движения в фильме.

Все нижеперечисленное следует применять с осторожностью. Движущаяся камера может может дизориентировать и смутить зрителя, и даже вызвать отвращение, и применять это стоит лишь в короткие промежутки времени, иначе это может показаться какой-то уловкой.

Поворотное панорамное устройство (pan) - плавно поворачивает камеру вокруг вертикальной оси влево и вправо. Медленный поворот камеры по ландшафту может стать хорошим обзорным планом. Быстрый поворот камеры от героя к злодею, стоящему позади, может поразить зрителя.

Поворотное наклонное устройство (tilt) - плавно поворачивает камеру вокруг горизонтальной ости вверх и вниз. Поверните камеру вниз, чтобы показать, насколько глубоко ущелье либо склон. Поверните вверх и покажите, высоту скалы, на которую герою предстоит взбираться.

Съёмка в движении - любой кадр, снятый на камеру, находящуюся на операторской тележке Долли (dolly). Тележка может передвигаться на обычных колесах, либо на рельсовых путях, чтобы добиться единого кадра в каждом дубле. Этот кадр применяется для преследования какого-либо действия, например, двух людей, прогуливающихся и разговаривающих между собой. Часто это может быть просто перемещение по сцене, чтобы дать зрителю ознакомиться с планировкой сцены.

Операторская тележка Долли

Операторская тележка Долли

Панорамная съёмка - камера движется на операторской тележке, и снимаются близко идущие или бегущие персонажи. Панорамная съемка - это одна из форм съемки в движении.

Съёмка с операторского крана - камера крепится к крану (журавлю), позволяющему камере подниматься достаточно высоко и затем обратно опускаться к земле. Иногда кран монтируется к тележке, и можно одновременно передвигать камеру по земле и маневрировать в воздухе. Довольно трудно снимать с операторского крана, зато можно добиться весьма эффектных обзорных планов.

Операторский кран

Операторский кран

Одни из самых знаменитных кадров, снятых с операторского крана, были в фильме "Унесенные ветром", когда Скарлетт отравляется в Атланту за доктором на железнодорожную станицу. Когда она ходит по двору, камера медленно плывет вверх, едва захватывая на горизонте бесконечный простор с ранеными и погибшими солдатами под знаменами союзников.

Масштабирование (zoom) - использование объектива с переменным фокусным расстоянием (трансфокатор), приближая или удаляя зрителя от сцены. Зумы были популярны в 70-х, но из-за их неестественного восприятия человеческим глазом, и поэтому часто сбивали с толку зрителя, они все реже стали применяться на практике.

В фильме "Головокружение" Альфред Хичкок довольно искуссно использовал комбинацию масштабирования и операторской тележки, где был показан страх героя перед высотой. Когда Джимми Стюарт взобрался на вершину колокольни, он взглянул вниз. У Хичкока была камера, которая с увеличением одновременно меняла фокус с широкоформатного до телеобъективного. Эффект заключался в том, что близкие к камере объекты не меняли свое изображение, а фон визуально смещался и "плыл" в сторону зрителя, что создало образ головокружения.

Низкий ракурс - съемка на камеру, расположенную очень близко к земле. Эти кадры могут подчеркнуть, например, размер и мощь персонажа, либо показать персонажа, смотрящего в даль, в зависимости от задачи в сюжете.

Высокий ракурс - съемка на камеру, расположенную выше головы актеров. Эти кадры создадут образ беспомощного и слабого персонажа.

Косой ракурс (немецкий) - съемка на камеру, установленную под наклоном и повернутую горизонтально, немного дезориентируя зрителя. Используется, чтобы показать, что ситуация вышла из-под контроля, дисбалансирована.

Ручная съемка - оператор держит камеру в руках и движется во время съемки. Часто используется для создания ощущения реалистичности. Но может быстро поднадоесть зрителю.

Стедикам - cистема стабилизации камеры во время съёмки; торговое название компании, которая производит специальный жилет, ремни и установки, что позволяет высококвалифицированному кинооператору ходить и даже бегать по сцене, при этом кадр остается стабильным и даже кажется, что камера плывет по воздуху. Есть целый ряд компаний, производящих аналогичные устройства, которые также называются Стедикам. Используются в ситуациях, когда тележка Долли становится непрактичной и громоздкой.

Стедикам

Стедикам

Целостность сцены, фокус

Необходимость связности

Руководитель по сценарию во время съемки несет ответственность за то, что между кадрами и сценами сохраняется связность и непрерывность. Это значит, что актеры должны быть одеты в ту же одежду, с теми же украшениями, с той же прической. Если в одном кадре у персонажа сигарета догорела до середины, то это должно быть соблюдено в каждом дубле.

Без сохранения целостности и связности фильм превращается в серию рассогласованных моментов, которые уничтожают ощущение реалистичности у зрителя. Внимательно спланированное отсутствие преемственности может стать эффективной техникой для вызова напряженности и путаницы на сцене, но не нужно этим злоупотреблять.

Сохраняйте важные заметки. Цифровая камера может способствовать в сохранении целостности. Делайте фотоснимок актеров после каждой сцены, или хотя бы в конце каждого съемочного дня, и делайте быструю распечатку картинки.

Руководитель по сценарию должен также отмечать любые изменения в сценарии и в диалогах, которые случились во время съемки.

Ему также нужно быть готовым, чтобы напомнить актерам о их ролях, если они что-то забудут.

Фокус

Во всех камерах, снимающих видео, присутствуют линзы, которые фокусируют свет на светочувствительный материал. Одно из довольно мощных техник в кинематографии включает тщательно спланированное использование фокуса.

Линза способна получить изображение в фокусе только с одного расстояния, как на следующем рисунке.

Фокус объектов через линзу при съемке на камеру

Объекты, расположенные ближе или дальше этого расстояния будут в различной степени не в фокусе.

Изображение при фокусировании объектов

Результат фокусирования

Есть несколько составляющих, которые возможно скорректировать для контроля нужного изображения.

У линз есть параметр - фокусное расстояние, которое определяет степень увеличения изображения. Широкоугольные линзы уменьшают изображение и делают его более удаленным. Телеобъективы формируют увеличенное и приближенное изображение. Объективы с переменным фокусным расстоянием (ОПФ), или трансфокаторы могут изменять фокусное расстояние.

Т.к. телеобъективы увеличивают изображение, то те объекты, которые размещены не в фокусе, будут казаться еще более расфокусированно. Широкоугольные линзы создают изображение, где все объекты выглядят в фокусе. Изменение фокусного расстояния также изменяет проекцию, как вы видите на следующих иллюстрациях.

Фокус - широкоугольная линза

Фокус широкоугольной линзы

Фокус  - телеобъектив

Фокус телеобъектива

У линз также есть регулировка - диафрагма (апертура), с помощью которой можно настраивать, сколько света пройдет через линзу. Размер апертуры определяется диафрагменным числом, которое определяется отношением входного зрачка к заднему фокусному расстоянию f'/D. Чем выше число диафрагмы, тем уже относительное отверстие, и тем меньше света попадает на плёнку или матрицу камеры. Раскрывая диафрагму линзы путем выбора меньшего числа диафрагмы, делает изображение объектов, расположенных не в фокальной области, еще более не в фокусе.

Фокус - открытая диафрагма линзы

Объекты при открытой диафрагме линзы

Закрытие диафрагмы линзы формирует изображение объектов более сфокусированных.

Фокус - закрытая диафрагма линзы

Объекты при закрытой диафрагме линзы

Использование телеобъектива с широкой диафрагмой дает эффект, когда все окружающее пространство расфокусировано, а сам объект находится в фокусе. Это будет удачным способом съемки персонажей, ведущих диалог, когда вы не хотите, чтобы зрителей отвлекало что-то, находящееся позади героев. Если вы хотите, чтобы все внимание зрителя было приковано к объекту съемки, нужно добиться того, чтобы все остальное хотя бы немного не попадало в фокус. Сравните эти два изображения.

Фокус, сфокусированный фон

Фокус, сфокусированный фон

Фокус, расплывчатый фон

Фокус, расплывчатый фон

Видите, как расфокусирование фона создает более отчетливый образ объекта.

Людям, снимающим на цифровые видеокамеры, будет очень непросто добиться этого эффекта, т.к. малый размер датчиков видеоизображения и диафрагмы линзы, в отличие от пленочных 35-миллиметровых камер, приводит к тому, что все объекты попадают в фокус.

Изменение размера диафрагмы также регулирует, сколько света попадает на светочувствительный материал в камере, а, следовательно, насколько ярко будет выглядеть картинка. Открытие диафрагмы создаст яркое изображение, и, соотвественно, закрытие - более темное.

У нас возникнут трудности, если мы захотим целенаправленно выставить фон не в фокусе. Этот эффект можно компенсировать изменением выдержки затвора, определяющей, как долго светочувствительный материал будет подвергаться воздействию света.

Когда съемка проходит в темноте, особой возможности закрывать диафрагму, менять выдержку затвора не будет, как и не будет возможности открывать диафрагму при ярком свете, кроме как делать большую выдержку.

Если вам нужно оставить широкую диафрагму при ярком освещении, можно использовать нейтральные (серые) светофильтры, представляющие из себя части листового стекла, окрашенного в темно-серый цвет, тем самым пропуская лишь незначительное количество света.

Композиция определяется тем, как расположены элементы на изображении. Есть ряд правил, как скомпоновать изображение, чтобы добиться приятного эффекта.

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни фотографии выглядят лучше, чем другие?

Композиция желтого листа

Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые фотографы постоянно получают награды от критиков?

Композиция скамеек в парке

Одна из основных причин, почему одни изображения более выдающиеся, чем другие, - это их сильная композиция. Об этом мы в данной статье и поговорим. Мы обсудим, как композиция может улучшить ваши изображения.

Композиция древнегреческих колонн, архитектура

Хорошая композиция - это понятие со своей историей. Греки и древние римляне практиковались в этом две тысячи лет, прежде чем появилась фотография! Это видно по их архитектуре.

Композиция современной архитектуры, балконы дома

И сегодня композиция является важной составляющей в современной архитектуре. Есть одно простое определение фотокомпозиции: привлекательный подбор и расположение предметов на изображении.

Композиция девочки на велосипеде

Некоторые компоновки достигаются путем размещения фигур или объектов в нужных позициях. Другие получают путем правильного выбора точки зрения. Вы можете всего чуть-чуть переместить камеру и добиться серьезного изменения композиции.

У некоторых видов может быть сразу хорошая композиция, но большинство хороших изображений необходимо создавать. Как вы создаете картинку? Во-первых, изучите основы композиционного построения.

Композиция - горное озеро

После того, как вы изучите базис, вы осознаете, что хорошо скомпонованные кадры требуют тщательного планирования и иногда терпеливого ожидания.

Вы обнаружите, что основы композиции станут частью вашего мышления, когда вы будете искать картинку, и вскоре это станет вашей второй натурой.

Думайте об этих вещах не как о правиле, а как о простых рекомендациях.

Композиция - простота, человек в зарослях

Простота

Первым, и, возможно, наиболее важным тезисом является простота. Ищите способы передать в центр внимания наиболее важные визуальные детали. Одним из способов будет выбор несложного фона, который не будет отвлекать от главного объекта.

Композиция - телефон, кактус, концентрируем внимание

Давайте посмотрим, как мы можем улучшить фото, вглянув со стороны визуальной постоты. Сперва давайте определим, хотим ли мы в центре внимания показать телефонную будку, мост или кактус.

Композиция - кактус на фоне неба

Выберем кактус как основной субъект. Приблизившись поближе, и выбрав в качестве фона однотонное небо, мы упростили и улучшили вид этой фотографии.

Композиция - чайка на фоне неба

На следующем примере мы, безусловно, достаточно близко сняли субъекты на обоих фотографиях, однако, грязный навязчивый фон слева маскирует чайку. Всего немного измените точку зрения, и, вуаля, ваша чайка сидит на фоне голубого неба и привлекает внимание.

Композиция - дом в центре внимания

Составьте фотографию так, чтобы субъект вашей съемки был отчетливо виден. Расставьте другие детали кадра таким образом, чтобы они дополняли то, что находится в центре внимания. Большинство из вас предпочло бы фотографию справа, потому что присутствие парковки не входит в задачу передать чувство древности.

Композиция - парень с девушкой на крыльце

Напомним: мы говорим о простоте композиции. И вот еще одно решение, которое вам, возможно, нужно использовать. Как много из вашего субъекта съемки нужно включить в кадр, и нужно ли использовать горизонтальную постановку, как мы здесь показали?

Композиция - вырезаем центр внимания, парень с девушкой

Либо же вы предпочтете вырезать ваш субъект в вертикальном формате, как мы показали. Выбор за вами.

Композиция - мальчик рисует на асфальте мелом

Таким образом, вы можете упростить ваши изображения и сконцентрировать все внимание на главном субъекте, выбрав несложный фон, избегая несвязанных субъектов, сняв поближе. Если вы хотите сформировать впечатление большей динамичности субъекта съемки, разместите его в незначительном удалении от центра экрана, как мы сделали с этим молодым художником.

Композиция, чайка на берегу - сдвинутый от центра субъект

Как правило, изображения с субъектами, выставленными строго по центру, выглядят более статично и менее интересно, по сравнению с немного сдвинутым центром.

Правило третей

Для нецентрального расположения субъектов вы можете воспользоваться правилом третей. Вот как оно работает.

Композиция, правило третей

Прежде чем вы снимите кадр, представьте, что ваша область съемок разбита на 3 части по горизонтали и по вертикали. Пересечения этих ограничительных линий дадут вам 4 варианта для размещения центра внимания для хорошей композиции. Вариант, который вы выберете, зависит от задачи и от того, как вы хотите этот субъект представить.

Композиция, правило третей - чайка не берегу

Мы выбрали верхнее правое пересечение для данного субъекта , тем самым мы можем увидеть полностью тень и следы этой чайки.

Композиция, правило третей - маяк на берегу

Маяк вполне хорошо расположен справа верху, т.к. остальная область прекрасно вписывается в формат.

Композиция, правило третей - человек идет по дороге

Вот случай, когда вы хорошо контролируете субъект. Вы можете расположить человека в любом месте вашего изображения, где бы он не находился. Правило третей подсказывает, что лучше расположить его так, чтобы указать путь, по которому он следует.

Композиция, правило третей - перспектива в туннеле

Вы должны всегда принимать во внимание путь передвигающихся субъектов. Как правило, необходимо оставлять в кадре зону, в которую они собираются прийти.

Композиция, правило третей - бегунья на берегу

Если вы не сделаете этого, вот что вы получите! Бегунья выглядит так, будто она убегает из картинки.

Композиция, правило третей - бегунья бежит в кадре

Расположив бегунью слева, мы применим правило третей и предоставим бегунье достаточно пространства, чтобы пробежать по картинке.

Композиция, правило третей - лыжники в движении

Вот еще один пример того, что важно оставлять больше пространства впереди передвигающегося субъекта, нежели позади него.

Композиция, правило третей - лодка на горизонте

Также вы можете использовать правило третей для выстраивания горизонта вашего изображения. Вот пример, когда горизонт выставлен посередине, и лодка выглядит статично.

Композиция, правило третей - лодка, горизонт в верхней трети

Давайте поднимем горизонт вверх и расположим лодку слева. Помните, это всего лишь рекомендации. Так, если вам результат не нравится, можете попробовать другой вариант.

Композиция, правило третей - лодка, горизонт внизу

Теперь хорошо. Мы расположили горизонт в нижней трети. В общем, располагайте горизонт в пейзажных изображениях по верхней или нижней линии, но не посередине.

Композиция, правило третей - канатная дорога, вертикальное расположение

Подобно тому, что горизонт нужно стараться располагать не по центру, также это применимо и к вертикалям. Например, на картинке слева субъект расположен по центру, а на правой - фотограф получил более эффектную картинку, просто поменяв точку обзора.

Линии

Линии также играют важную роль в композиции. В этой скульптуре есть красивые линии, но они теряются на фоне здания. Давайте упростим это изображение, разместив точку обзора камеры внизу у основания скульптуры.

Композиция, линия - скульптура на чистом фоне

Теперь мы можем взглянуть вверх и увидеть линии на фоне голубого неба. Изображение справа более динамичное из-за броских диагоналей.

Композиция, линия - динамика диагоналей

Вообразите этот вид без диагональных лучей солнца, и вы, вероятно, согласитесь: диагональные линии динамичны!

Композиция, линия - диагональ указывает путь

Вы можете использовать диагонали как ведущие линии для указания дороги на изображении. Это простой и легкий путь для глаза, следующего за главным субъектом.

Композиция, линия - повторение линий

Также можно использовать повторяющиеся линии, чтобы сконцентрировать внимание зрителей на главном предмете.

Композиция, линия - s-образная дорога

Одна из наиболее распространенных и изящных линий, используемых в композиции, - это s-образная линия.

Композиция, линия - дугообразная дорога, поляна

Вот еще одна s-образная линия, формирующая ведущую диагональ. Также этот вид хорошо изображен благодаря удачному расположению центра внимания, в результате картинка легко воспринимаема.

Баланс

Композиция, баланс - фламинго

Вот что нам нужно. Фламинго спокоен, его шея находится в приятной глазу s-образной форме, и подобран более подходящий фон. Таким образом, s-образная форма в композиции изображений является примлемым вариантом.

Композиция, баланс - фламинго

Вы можете использовать другие простые геометрические формы как вспомогательные средства вашей композиции. Вы видите треугольник, образующийся при соединении воображаемыми линиями позиций монахинь? Этот треугольник добавляет сильное визуальное единство в картину.

Композиция, баланс - пара на берегу

Обратите внимание, как много треугольников образуется в этой композиции пары и их отражений. Вы можете помочь себе в развитии художественного видения путем поиска в картинах силу их линий, геометрических фигур и баланса.

Композиция, баланс - супруги у дома

Достижение оптимального баланса - еще один из наших принципов построения композиции изображений. Обратите внимание, как листья, окно и пара оказались все на своем месте. В процессе создания этой хорошо сбалансированной фотографии позиция камеры и расположение субъектов были тщательно подобраны.

Композиция, баланс - цвет, свет, дорога

Хороший баланс - это просто выставление форм, цвета и зон более или менее освещенных так, как бы дополняющих друг друга, и фото выглядит хорошо сбалансированным, ...

Композиция, баланс - девочка на повозке

... не так односторонне, как здесь. Карен выглядит так, будто она выпадет прямо из картины, из-за отсутствия поддержки.

Композиция, баланс - девочка на повозке, сбалансирована

Сейчас мы передвинули камеру и добавили немного области, показывающей опору для сидения. Карен все еще не посередине, но картинка хорошо сбалансирована.

Композиция, баланс - девочка на повозке

Вообразите, что эти две пары стоят на двух противоположных краях весов. Здесь они равномерно сбалансированы, это классический пример симметричного баланса.

Композиция, баланс - девочка на повозке

А здесь пример несимметричного баланса. Большая голова слева уравновешивает маленькую голову ребенка справа. Вообще, этот тип баланса более привлекателен для просмотра, чем симметричный.

Композиция, баланс - девочка на повозке

Вот, например, вариант симметричного баланса, но в данном случае фотографию можно разбить на 2 вертикальные картинки, что ведет к разделению внимания зрителя.

Композиция, баланс - девочка на повозке

На самом деле существуют разные способы распределения или сохранения баланса субъектов изображения. Вы можете выбрать левый вариант, если хотите передать чувство формальности, либо, если хотите сохранить более неформальную позицию расслабленности, то подойдет правый вариант. Обе эти фотографии хорошо сбалансированы.

Обрамление

Наша пятая директива по улучшению фотокомпозиции - это обрамление, или фреймы.

Композиция, баланс - девочка на повозке

Нет, это не означает то, что мы понимаем под обрамлением обычных картин, однако, принцип тот же.

Композиция, баланс - девочка на повозке

Это означает, что центр внимания мы выделяем с помощью второстепенных объектов на переднем плане. Это придает изображению чувство глубины, которое делает фото не просто очередным снимком.

Композиция, баланс - девочка на повозке

Будете или не будете вы использовать фреймы в картинке, зависит от каждого нового случая. Какую рамку вы подберете в каждом варианте, может сильно разниться.

Композиция, баланс - девочка на повозке

Мемориал Джорджа Вашингтона слева расположен по центру без обрамления. Изображение справа обладает более сильным ощущением глубины и передает более полную историю, потому что фотограф выбрал подходящий передний план в дополнение к монументу.

Композиция, баланс - девочка на повозке

Лошади и их наездники на переднем плане добавляют этой сцене значительный интерес. Свисающие ветви дерева завершают обрамление и создают глубину. Если вы используете людей на переднем плане, убедитесь, что они смотрят в сторону, включенную в изображение.

Композиция, баланс - девочка на повозке

Обе эти интерпретации монумента Иводзимы эффективно используют фрейминг для передачи важности и интереса. Неважно, какие субъекты вы используете в фотографии, но вы должны избегать наложений (слияний).

Наложение элементов

Слияние этого дерева с головой Дейва выглядит вполне очевидно, но вы, вероятно, отметите, что никто не задумывался об этом, когда щелкал фотоаппаратом. Помните, мы воспринимаем окружающие объекты в трех измерениях, и это проще, чем вы думаете, сфокусироваться только на главном субъекте, не обратив внимания на фон. Избегать наложения - это шестой пункт улучшения композиции.

Композиция, баланс - девочка на повозке

Будьте уверены, камера всегда увидит наложения, поэтому старайтесь подбирать простой фон, когда располагаете субъект. В этом случае коррекция фона прошла легко, т.к. окружающая обстановка позволяла переместиться всего на пару шагов.

Композиция, баланс - девочка на повозке

Это забавная фотография, однако, когда мы обрезаем изображение людей посередине или их голова не вписывается в кадр, мы увидим вариант граничного слияния. Это часто связано с неудачным выравниванием взгляда фотографа при просмотре в видоискателе камеры. Чтобы избежать граничного наложения, постарайтесь точно вписать субъекты в видоискателе и оставьте немного пространства вокруг каждого из них.

Композиция, баланс - девочка на повозке

Близкие наложения не всегда выглядят непривлекательно, но они могут отвлечь внимание зрителя от центра внимания. Близкие наложения - это объекты или линии, которые слишком близко расположены к основному субъекту. В данном случае мяч и зонтик наложены друг на друга.

Композиция, баланс - девочка на повозке

Давайте попробуем исправить эти наложения путем понижения угла обзора, и возьмем для простоты всего один реквизит. Убедимся, что летающий диск фризби расположен достаточно далеко от лица Карен, чтобы избежать еще одного близкого наложения.

Вот, это были шесть принципов, которые помогут вам улучшить композицию ваших изображений.

Правило 180 градусов / Часть 2

О правиле 180 градусов уже упоминалось в разделе «Съёмки». Но мы остановимся на нем еще раз, «повторенье - мать ученья». Несмотря на то, что это достаточно известное правило, его умудряются нарушать не только новички, но и люди с богатым опытом.

Правило 180 градусов — базовое правило кинематографа, гласящее, что при съемке двух персонажей (или объектов) в одной сцене они должны сохранять единое (лево-право) взаимное расположение друг к другу. Другими словами, ракурс съёмки может меняться, но на разных кадрах один персонаж должен оставаться слева, второй — справа.

Если камера пересекает воображаемую ось, соединяющую два объекта, это называется пересечением линии. Новый кадр, снятый с противоположной стороны, называется обратный ракурс (reverse angle).

  • Если идет беседа двух персонажей, то проводим линию между ними;

  • если персонаж идет, то линия - это направление его движения;

  • если персонаж читает книгу, то линия проходит между его глазами и книгой;

  • если персонаж выходит из кадра, и в следующем кадре появляется вновь, то воображаемая линия проходит между сценами (если вышел налево, то входит справа).

Примеры

Взглянем на правило 180 градусов на примере диалога между двумя актерами. Если Оуэн (в оранжевой рубашке) находится слева, Боб (в синей рубашке) - справа, то Оуэну нужно всегда смотреть вправо, даже если Боб будет отсутствовать в кадре. Также Боб должен всегда оставаться лицом налево. При монтаже переход на другую сторону линии, где персонажи поменяются местами, дезориентирует зрителя и разрушит целостность сцены. Поэтому нарушают его крайне редко - часто ради комического эффекта.

На примере экшн-сцены, если автомобиль вышел из кадра вправо, в очередной кадр он должен въезжать с левой стороны. Если автомобиль появляется справа, то это снова приведет к замешательству и отвлекает зрителя.

Пример устойчивого использования правила 180 градусов можно обнаружить во многих советских фильмах о войне, где советские войска маршируют всегда справа налево, а вражеские - слева направо. Это связано с географическим расположением воюющих стран. Такая же особенность присутствует в фильме о Первой Мировой войне «Большой парад» (1925) режиссера Кинга Видора. В том случае в батальных сценах американские войска (прибывающие с запада) всегда отображаются марширующими слева направо по экрану, в то время как немецкие войска (прибывающие с востока) - наоборот.

Проблемы и решения

Правило 180 градусов позволяет зрителю визуально ориентироваться с невидимыми движениями и действиями, происходящими вокруг объектов и за кадром. Оно важно в повествовании батальных сцен. Одним из примеров визуальной дезориентации является батальная сцена из фильма «Звездные Войны. Атака Клонов» на Геонизисе.

Избежание пересечения линии является проблемой, и люди, изучающие профессию кинематографиста, должны бороться с ней. В приведенном выше примере с машиной можно решить проблему, вставив «буферный» кадр с движением объекта прямо на зрителя или от него. Либо пересечь линию в движении в одном кадре, чтобы зритель смог увидеть смену позиций. Если вы пересекли линию, вам нужно оставаться на той же стороне, пока через движение вы не вернетесь назад.

Стиль

В профессиональном производстве общепринятое правило 180 градусов является неотъемлемой частью стиля киномонтажа под названием последовательный монтаж. Правило не всегда соблюдается. Иногда фильммейкеры намеренно нарушают правило для создания дезориентации. Этим известен Стэнли Кубрик, например, в сцене в ванной из фильма «Сияние». Братья Вачовски, Тинто Брасс, Ясудзиро Одзу, Вонг Кар-Вай и Жак Тати также иногда игнорировали правило, как и Ларс фон Триер в «Антихристе».

Британские телеведущие Ant & Dec придерживаются этому стилю во всех своих выступлениях: Ant всегда слева, Dec - справа. Такой же принцип соблюдают участники японского поп-дуэта PUFFY.

Некоторые режиссеры утверждают, что воображаемые оси из этого правила могут быть использованы для формирования эмоционального напряжения сцены. Чем ближе камера расположена к оси, тем больше эмоциональное воздействие и вовлеченность публики.

Интересно поступили во второй части фильма Питера Джексона «Властелин колец» с Голлумом: этот персонаж разговаривал сам с собой, при этом «хороший» Голлум смотрел влево, а «плохой» - вправо. Зритель же воспринимал это как двух персонажей, беседующих между собой.

 

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно